Репрезентация концепта "экология" в мирах Миядзаки Хаяо
Аннотация
Работа посвящена авторской репрезентации концепта «экология» в бытийном художественном нарративе. Материалом для анализа являются такие произведения Миядзаки Хаяо, как «Навсикая из Долины Ветров», «Принцесса Мононоке», «Мой сосед Тоторо» и «Унесенные призраками». Фокус данной статьи приходится на вербальную и визуальную стороны концепта.
В работе использовался метод концептуального и лексического анализа для описания вербальной и визуальной сторон концепта «экология». Визуальная составляющая представлена в виде структуры ядро — периферия и описана при помощи схожих особенностей, представленных в аниме-фильмах. Так, в качестве ядра концепта, на основе произведений студии «Гибли», анализируются взаимоотношения человека и природы и влияние межличностных или межгрупповых отношений на окружающую среду; также в статье приводятся примеры мифологических существ, населяющих миры Миядзаки Хаяо. Периферия концепта включает в себя жизненный опыт режиссера и исторический опыт страны, помимо этого, образы ключевых персонажей, непосредственно влияющих на сюжетную линию произведений. Вербализация концепта построена на множестве лексических единиц, ассоциируемых с понятием «экология» и продемонстрированных в мультипликационных фильмах косвенно или напрямую.
Результаты работы были опубликованы в журнале уровня ВАК «Политическая лингвистика».
В работе использовался метод концептуального и лексического анализа для описания вербальной и визуальной сторон концепта «экология». Визуальная составляющая представлена в виде структуры ядро — периферия и описана при помощи схожих особенностей, представленных в аниме-фильмах. Так, в качестве ядра концепта, на основе произведений студии «Гибли», анализируются взаимоотношения человека и природы и влияние межличностных или межгрупповых отношений на окружающую среду; также в статье приводятся примеры мифологических существ, населяющих миры Миядзаки Хаяо. Периферия концепта включает в себя жизненный опыт режиссера и исторический опыт страны, помимо этого, образы ключевых персонажей, непосредственно влияющих на сюжетную линию произведений. Вербализация концепта построена на множестве лексических единиц, ассоциируемых с понятием «экология» и продемонстрированных в мультипликационных фильмах косвенно или напрямую.
Результаты работы были опубликованы в журнале уровня ВАК «Политическая лингвистика».