Применение модели SCARF для построения взаимодействия с обучающимися на занятиях по иностранному языку
Аннотация
Работа посвящена исследованию эффективности использования модели SCARF для построения взаимодействия с обучающимися на занятиях иностранным языком. В работе были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод педагогического наблюдения, метод опроса обучающихся. Теоретической базой исследования явились научные труды отечественных педагогов, работы Д. Рока, Э. Гордона, М. Либермана и Н. Айзенбергер, а также нормативные и программно-методические документы общего и профессионального образования.
В первой главе работы рассматриваются понятие модели SCARF, основные требования к современному обучению иностранным языкам, понятие педагогической категории «взаимодействие».
Во второй главе работы рассматриваются факторы модели SCARF как стимулы, воздействующие на обучающегося в ходе образовательного процесса. Основываясь на факторах данной модели, анализируется, какими методами можно активизировать чувство награды и минимизировать чувство угрозы таким социальным потребностям, как: статус, уверенность, автономность, причастность, справедливость.
В третьей главе работы описывается эксперимент, проведенный для оценки эффективности внедрения модели SCARF в образовательный процесс. Основываясь на результатах наблюдения и тестирования на психологический климат, производятся анализ полученных данных в экспериментальной и контрольной группах. Особое внимание уделяется таким параметрам, как: вопросы преподавателю, инициативность обучающихся, их эмоциональное состояние, конфликтные ситуации на уроке, использование дополнительных материалов. По каждому параметру делаются сравнительные количественные наблюдения, представленные в виде таблиц и диаграмм.
Результаты исследования могут быть использованы в преподавании иностранных языков для повышения эффективности с обучающимися.
В приложении приводятся использованные упражнения методика тестирования психологического климата в коллективе.
В первой главе работы рассматриваются понятие модели SCARF, основные требования к современному обучению иностранным языкам, понятие педагогической категории «взаимодействие».
Во второй главе работы рассматриваются факторы модели SCARF как стимулы, воздействующие на обучающегося в ходе образовательного процесса. Основываясь на факторах данной модели, анализируется, какими методами можно активизировать чувство награды и минимизировать чувство угрозы таким социальным потребностям, как: статус, уверенность, автономность, причастность, справедливость.
В третьей главе работы описывается эксперимент, проведенный для оценки эффективности внедрения модели SCARF в образовательный процесс. Основываясь на результатах наблюдения и тестирования на психологический климат, производятся анализ полученных данных в экспериментальной и контрольной группах. Особое внимание уделяется таким параметрам, как: вопросы преподавателю, инициативность обучающихся, их эмоциональное состояние, конфликтные ситуации на уроке, использование дополнительных материалов. По каждому параметру делаются сравнительные количественные наблюдения, представленные в виде таблиц и диаграмм.
Результаты исследования могут быть использованы в преподавании иностранных языков для повышения эффективности с обучающимися.
В приложении приводятся использованные упражнения методика тестирования психологического климата в коллективе.