Особенности адаптации к новой культурной среде (на материале русскоязычных блогов)
Аннотация
Работа посвящена изучению наиболее эффективных методов адаптации мигрантов к новой культурной среде. Материалом исследования послужили нарративные тексты русскоязычных блогеров, описывающие процесс вхождения в чужую культуру. Всего было проанализировано 63 текста, опубликованных в период с 2017 по 2021 год на платформе Дзен.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, метод контекстуального анализа нарратива, метод интернет-анализа, сравнительного анализа, модель аккультурации Дж. Берри, методы анализа aккультурационных стратегий Е. А. Горшковой и Хэ Сяо.
Исследование разделено на две части – теоретическую и практическую. В главе 1 рассматриваются теоретические основы процесса аккультурации и интернет-коммуникации, aккультурационные стратегии по Дж, Берри; раскрываются такие положения, как «культурный шок», «изменение идентичности в процессе адаптации», «блог как особый жанр интернет-коммуникации». В главе 2 приведен анализ историй русскоязычных блогеров, на основе которых сделаны выводы о факторах успешной адаптации в новой культурной среде. Истории блогеров проанализированы с помощью методики Дж. Берри, коммуникативных стратегий и тактик Е. Горшковой и Хэ Сяо. В заключении представлены наиболее успешные кoпинг-стратегии, использованные авторами-блoгерами в процессе минимизации ими стресса адаптации.
Тексты историй и полученные данные представлены в виде таблиц в приложении.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, метод контекстуального анализа нарратива, метод интернет-анализа, сравнительного анализа, модель аккультурации Дж. Берри, методы анализа aккультурационных стратегий Е. А. Горшковой и Хэ Сяо.
Исследование разделено на две части – теоретическую и практическую. В главе 1 рассматриваются теоретические основы процесса аккультурации и интернет-коммуникации, aккультурационные стратегии по Дж, Берри; раскрываются такие положения, как «культурный шок», «изменение идентичности в процессе адаптации», «блог как особый жанр интернет-коммуникации». В главе 2 приведен анализ историй русскоязычных блогеров, на основе которых сделаны выводы о факторах успешной адаптации в новой культурной среде. Истории блогеров проанализированы с помощью методики Дж. Берри, коммуникативных стратегий и тактик Е. Горшковой и Хэ Сяо. В заключении представлены наиболее успешные кoпинг-стратегии, использованные авторами-блoгерами в процессе минимизации ими стресса адаптации.
Тексты историй и полученные данные представлены в виде таблиц в приложении.