Средства создания образа персонажа в литературе ужасов (на материале произведений «Дракула» Б. Стокера и «Грёзы Февра» Д. Мартина)

Сорокина Виктория Андреевна

Аннотация


Данное исследование посвящено анализу художественных образов вампиров в литературе ужасов. Материалом работы послужили два популярных произведения в жанре хоррор XIX и XX веков, центральными персонажами которых являются вампиры. Это романы «Дракула» Брэма Стокера 1897 года и «Грезы Февра» Джорджа Мартина 1982 года, взятые для исследования на языке оригинала (английском).
В первой части работы внимание уделено хоррору как направлению в литературе. Так как его предшественником является готический роман конца 19 века, дается история зарождения готического романа и выделяется список характерных для этих двух жанров черт и особенностей.
Во второй части работы, также теоретической, рассматриваются собственно художественный образ литературного персонажа и средства его создания. Вводятся понятия образа, литературного типа и стилистических фигур, которые в художественной литературе являются основным инструментом создания образа; даются различные классификации для каждой из этих категорий.
В третьей части приводится собственно анализ всех найденных средств создания образов вампирских персонажей в отобранных произведениях. Основой анализа стало выделение конкретных компонентов художественного образа литературного персонажа, таких как портрет, особенности речи, манеры и поведение, характер, поступки. В текстах произведений были отобраны все лексические и стилистические средства создания данных компонентов, которые затем были разделены на четыре группы: наименования, оценочная лексика, метафоры и сравнения. Было проанализировано, с какой целью и какие именно средства были использованы авторами в описании четырех выбранных вампирских персонажей. В заключение образы вампиров в «Дракуле» и «Грезах Февра», а также образы вампира-протагониста и вампиров-антагонистов сравниваются между собой.
При этом популярность литературы ужасов в наши дни и способность отследить традиционные средства создания вампирского образа в современных произведениях, а может быть даже возможность для современных авторов создать правдоподобных вампирских персонажей с опорой на примеры из классических произведений определяют практическую значимость результатов данного исследования.