Исследование стратегий речевого воздействия в современной политической риторике (на примере выступлений В.В.Путина, Б.Обамы и Ф.Олланда)
Аннотация
Работа посвящена сравнительному изучению методов речевого воздействия в английском, французском и русском языках на примере выступлений Владимира Путина, Барака Обамы и Франсуа Олланда за 2014–2015 гг. Материал исследования составили 16 тексов публичного выступления российского президента, 16 американского и 16 французского.
В первой части работы рассматриваются общие вопросы речевого воздействия в политической сфере и классификация методов: вводятся понятия политическая манипуляция и фасцинация, анализируются различные техники воздействия на массовое сознание, рассматриваются основные стратегии речевого воздействия. Особое внимание уделяется определению классификации манипуляционных методов. Подробнее расписан феномен речевой фасцинации. Рассматриваются методы фасцинации, характерные для заявленных языков. Вторая глава представляет собой практическую часть работы. Во второй главе проведен анализ особенностей приемов речевого воздействия президентов Российской Федерации, США и Франции в период с февраля 2014 года по декабрь 2015. С помощью контент-анализа подсчитано количество употребления положительной и отрицательной лексики в речи каждого президента, что способствовало определению концептов, на которые президенты делали больший упор. По речевому поведению каждого политического лидера сделан вывод, который впоследствии помогает прийти к общему заключению.
Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях стратегий речевого воздействия в политической риторике. Бóльшую практическую значимость будут иметь исследования, ориентированные на определение эффективности конкретных методов речевого воздействия в текстах, адресованных различным категориям населения (например, молодежной, женской или религиозной аудитории и др.).
В приложении приводятся результаты контент-анализа в виде таблицы, где представлено количество положительно- и отрицательно-окрашенной лексики по каждому президенту, а также корпус проанализированных текстов выступлений.
В первой части работы рассматриваются общие вопросы речевого воздействия в политической сфере и классификация методов: вводятся понятия политическая манипуляция и фасцинация, анализируются различные техники воздействия на массовое сознание, рассматриваются основные стратегии речевого воздействия. Особое внимание уделяется определению классификации манипуляционных методов. Подробнее расписан феномен речевой фасцинации. Рассматриваются методы фасцинации, характерные для заявленных языков. Вторая глава представляет собой практическую часть работы. Во второй главе проведен анализ особенностей приемов речевого воздействия президентов Российской Федерации, США и Франции в период с февраля 2014 года по декабрь 2015. С помощью контент-анализа подсчитано количество употребления положительной и отрицательной лексики в речи каждого президента, что способствовало определению концептов, на которые президенты делали больший упор. По речевому поведению каждого политического лидера сделан вывод, который впоследствии помогает прийти к общему заключению.
Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях стратегий речевого воздействия в политической риторике. Бóльшую практическую значимость будут иметь исследования, ориентированные на определение эффективности конкретных методов речевого воздействия в текстах, адресованных различным категориям населения (например, молодежной, женской или религиозной аудитории и др.).
В приложении приводятся результаты контент-анализа в виде таблицы, где представлено количество положительно- и отрицательно-окрашенной лексики по каждому президенту, а также корпус проанализированных текстов выступлений.