Особенности дискурсивного городского ландшафта (на примере коммерческих эргонимов городов Ренн и Екатеринбург)

Галимьянова Эльвира Фирусовна

Аннотация


Работа посвящена изучению особенностей дискурсивного ландшафта, образованного эргонимическими номинациями коммерческих организаций городов Ренн, Франция и Екатеринбург, Россия. Материалом исследования послужили 179 российских и 116 французских названий современных коммерческих организаций, собранные путем сплошной выборки в периодической печати, справочниках, в том числе размещенных в интернете, а также путем личных наблюдений методом сплошной выборки автора данной работы.
В первой части работы рассматриваются теоретические подходы относительно понятий «ономастика», «эргонимия», «образная номинация», «дискурсивный ландшафт». Кроме того, в первой главе изучаются основные функции эргонима и кратко рассматриваются подходы к определению термина эквивалентного термину «эргоним» во французской лингвистической традиции, также вводится такое понятие, как «лингвоэкология», или «экология языка», в рамках которого затрагивается вопрос о проблемах современной эргонимии.
Вторая часть работы посвещена изучению способов образования названий современных коммерческих организаций городов Ренн и Екатеринбург. В ходе исследования было выявлено 7 способов образования эргонимов, среди них: лексико-семантическая онимизация, лексико-синтаксическая онимизация, апелляция к адресату, заимствование, лексико-стилистическая онимизация, языковая игра и субстантивация. В свою очередь каждый из названных способов делится на группы и подгруппы. Особое внимание уделяется распределению эргонимов по моделям образов, которые лежат в основе названий. Кроме того, во второй части работы представлены результаты опроса, проведенного среди российских и французских студентов, указывающие на отношение рецепиентов к тем или иным номинациям, а также на удачность или неудачность эргонима, с точки зрения его информативности и прагматичности. В качестве вывода к данной чати проводится сопоставительный анализ основных особенностей дискурсивных ландшафтов городов Ренн и Екатеринбург и их влияния на жителей.
Результаты исследования могут быть использованы при изучении проблем современной эргонимии и способов образования наименований коммерческих организаций. Кроме того, результаты опроса могут быть интересны и полезны как частным предпринимателям, маркетологам, так и нейминговым агентствам.
В приложении представлены изученные в работе способы образования эргонимов с примерами всех исследованных российских и французских названий, а также приводятся бланки анкет, которые были предложены жителям Екатеринбурга и Ренна.