Лексико-семантическая принадлежность гендера в публичных выступлениях (на примере шоу «TheEllenShow»)
Аннотация
Работа посвящена проблеме гендерологического статуса в лингвистике. В представленном труде будет предпринята попытка выявления лексико-семантических особенностей, характерных гендерно обусловленному речевому поведению. Материал исследования составили 20 интервью шоуменов, участвовавших в американском шоу «TheEllenShow»,10 из которых являются представителями мужского пола и 10 – представителями женского пола.
В первой части работы рассматриваются положения гендерных и социокультурных особенностях коммуникации: вводятся понятия термина «gender» и «sexus», анализируются различные подходы к выявлению гендера в коммуникации, в том числе с точки зрения социо-культурных и традиционных представлениях о полоролевых отношениях в коммуникации. Особое внимание уделяется изучению существующих положений о гендерных особенностях лексики и семантики речи.
Во второй части работы предпринимается попытка провести анализ публичных выступлений, с точки зрения гендерной принадлежности участников телешоу «TheEllenShow». В качестве методов исследования взяты контент-анализ, сопоставительный анализ, метод лексико-семантического анализа. Прежде всего, производится анализ первичных признаков гендерного коммуникативного поведения, по средствам наблюдения за речевым поведением участников интервью на шоу. В качестве второго этапа эмпирической работы осуществляется анализ вербальной и невербальной речи на предмет социо-культурно обусловленной гендерной коммуникации. Теоретической базой для данного этапа работы являются положения, предложенные В.Н. Смирновой о проявлении гендера в социальной коммуникации. Большое внимание уделяется лексико-семантическому анализу с точки зрения гендерной принадлежности, в ходе которого на основе методологии Л.Е. Пака и И.Б. Косицыной по средствам контент анализа выявляются условия принадлежности субъектов речи к соответствующей категории рода. Зафиксированные наблюдения по каждому параметру, а также обобщение полученных данных представлены в виде таблиц (приложение 2). На основе полученных результатов со всех трех этапов исследования формируется итог – характеристики фемининной и маскулинной модели речевого поведения.
Результаты исследования могут послужить критериями определения гендерной принадлежности текстов на основе его лексико–семантического анализа. Такого рода подход может быть востребован в криминалистике или других областях, когда заведомо не определен пол адресанта, но актуализировано определение гендерной принадлежности исследуемого текста.
В приложении представлены скрипты анализируемых интервью и результаты третьего компонента исследования.
В первой части работы рассматриваются положения гендерных и социокультурных особенностях коммуникации: вводятся понятия термина «gender» и «sexus», анализируются различные подходы к выявлению гендера в коммуникации, в том числе с точки зрения социо-культурных и традиционных представлениях о полоролевых отношениях в коммуникации. Особое внимание уделяется изучению существующих положений о гендерных особенностях лексики и семантики речи.
Во второй части работы предпринимается попытка провести анализ публичных выступлений, с точки зрения гендерной принадлежности участников телешоу «TheEllenShow». В качестве методов исследования взяты контент-анализ, сопоставительный анализ, метод лексико-семантического анализа. Прежде всего, производится анализ первичных признаков гендерного коммуникативного поведения, по средствам наблюдения за речевым поведением участников интервью на шоу. В качестве второго этапа эмпирической работы осуществляется анализ вербальной и невербальной речи на предмет социо-культурно обусловленной гендерной коммуникации. Теоретической базой для данного этапа работы являются положения, предложенные В.Н. Смирновой о проявлении гендера в социальной коммуникации. Большое внимание уделяется лексико-семантическому анализу с точки зрения гендерной принадлежности, в ходе которого на основе методологии Л.Е. Пака и И.Б. Косицыной по средствам контент анализа выявляются условия принадлежности субъектов речи к соответствующей категории рода. Зафиксированные наблюдения по каждому параметру, а также обобщение полученных данных представлены в виде таблиц (приложение 2). На основе полученных результатов со всех трех этапов исследования формируется итог – характеристики фемининной и маскулинной модели речевого поведения.
Результаты исследования могут послужить критериями определения гендерной принадлежности текстов на основе его лексико–семантического анализа. Такого рода подход может быть востребован в криминалистике или других областях, когда заведомо не определен пол адресанта, но актуализировано определение гендерной принадлежности исследуемого текста.
В приложении представлены скрипты анализируемых интервью и результаты третьего компонента исследования.