Лексико-семантический анализ репрезентаций художественного концепта Храбрость
Аннотация
Работа посвящена изучению концепта “храбрость” в английском языке на примере образных средств и лексических единиц, репрезентирующих концепт в художественном тексте. Материал исследования составили 4 толковых словаря английского языка и роман Вероники Рот «Дивергент» на английском языке.
Данное исследование содержит 2 главы. В первой главе рассматриваются вопросы терминологии: рассматриваются различные подходы к изучению концептов, выводятся понятия концепта и концептосферы, анализируются походы к изучению структуры и типологии концептов. Особое внимание уделяется изучению понятия “художественный концепт” и методике его анализа.
Вторая глава содержит практическую часть, которая заключается в исследовании концепта “храбрость” на основе толковых словарей английского языка и контекстуальном анализе концепта на материале романа Вероники Рот «Дивергент». Приводится методика анализа художественного концепта, которая включает в себя несколько этапов: анализ лексических единиц, репрезентирующих концепт в английском языке и сопоставление результатов с материалом текста; концептуальный анализ, предполагающий исследование образных средств, репрезентирующих концепт в романе; ассоциативный анализ и символический анализ. Итогом данной работы является модель концепта, раскрывающая содержание понятия храбрости, а также свойства и признаки основных компонентов структуры концепта.
Результаты данной исследовательской работы могут быть использованы в дальнейшем изучении данного концепта в рамках других школ и направлений.
В приложении приводятся перечень школ изучающих концепты, а также словарные статьи, описывающие лексические единицы, репрезентирующие концепт “храбрость” в английском языке.
Данное исследование содержит 2 главы. В первой главе рассматриваются вопросы терминологии: рассматриваются различные подходы к изучению концептов, выводятся понятия концепта и концептосферы, анализируются походы к изучению структуры и типологии концептов. Особое внимание уделяется изучению понятия “художественный концепт” и методике его анализа.
Вторая глава содержит практическую часть, которая заключается в исследовании концепта “храбрость” на основе толковых словарей английского языка и контекстуальном анализе концепта на материале романа Вероники Рот «Дивергент». Приводится методика анализа художественного концепта, которая включает в себя несколько этапов: анализ лексических единиц, репрезентирующих концепт в английском языке и сопоставление результатов с материалом текста; концептуальный анализ, предполагающий исследование образных средств, репрезентирующих концепт в романе; ассоциативный анализ и символический анализ. Итогом данной работы является модель концепта, раскрывающая содержание понятия храбрости, а также свойства и признаки основных компонентов структуры концепта.
Результаты данной исследовательской работы могут быть использованы в дальнейшем изучении данного концепта в рамках других школ и направлений.
В приложении приводятся перечень школ изучающих концепты, а также словарные статьи, описывающие лексические единицы, репрезентирующие концепт “храбрость” в английском языке.