Отражение миграционной политики в заголовках немецких СМИ (дискурсивный и прагматический аспекты)
Аннотация
Работа посвящена изучению языковых особенностей заголовочных ансамблей немецких СМИ, описывающих миграционный процесс в Германии в период в июля 2015 по январь 2016 года. Материал исследования составили 115 заголовочных комплексов публикаций журналов Spiegel, Stern и Focus.
В первой главе были рассмотрены основные аспекты изучения заголовочного ансамбля как объекта исследования, были описаны лингвистические особенности и манипулятивные техники, которые используют журналисты в современной публицистике.
Вторая глава посвящена изучению различных теорий дискурса и современных методов проведения дискурс-анализа.
Третья глава представляет собой практическое исследование, которое включает анализ языковых особенностей заголовочных ансамблей статей, посвященных описанию миграционного процесса в Германии в период с июля 2015 по январь 2016 года. Особое внимание было уделено дискурсивному и прагматическому аспектам.
В ходе анализа мы сравнивали частотность использования речевых стратегий и других лингвистических средств в летний, осенний и зимний периоды. Впоследствии удалось выделить два ключевых этапа, ранний и поздний, что обусловлено различием методов формирования общественного мнения, которые были представлены в немецкой прессе.
Данный анализ позволил составить общую картину ситуации и выявить различия в восприятии миграции в более поздний и ранний периоды.
Нами был сделан вывод, что на более раннем этапе миграция воспринималась как положительный процесс. В заголовках наблюдается апелляция к моральным установкам и ценностям общества. Формируется положительный образ мигранта, что достигается с помощью стратегий апелляции к жалости и состраданию и атрибуции объекту социально значимых качеств. Активно критикуется агрессивное поведение местных жителей по отношению к беженцам.
Более поздний этап отличается преобладанием критических оценок в адрес самих беженцев. Начиная с октября 2015 года формируется отрицательный образ мигранта. После событий в Кёльне в новогоднюю ночь 2016 года в прессе появляется образ нового врага – агрессивно настроенных молодых мигрантов из мусульманских стран. Журналисты используют стратегию создания положительного образа ситуации с целью поднять моральный дух общества и преодолеть всеобщее разочарование, возникшее вследствие неудач, связанных с интеграцией беженцев.
Практические результаты данной работы могут быть применены в учебных пособиях по журналистике и лингвистике текста в качестве примера анализа заголовочного комплекса публикации.
В первой главе были рассмотрены основные аспекты изучения заголовочного ансамбля как объекта исследования, были описаны лингвистические особенности и манипулятивные техники, которые используют журналисты в современной публицистике.
Вторая глава посвящена изучению различных теорий дискурса и современных методов проведения дискурс-анализа.
Третья глава представляет собой практическое исследование, которое включает анализ языковых особенностей заголовочных ансамблей статей, посвященных описанию миграционного процесса в Германии в период с июля 2015 по январь 2016 года. Особое внимание было уделено дискурсивному и прагматическому аспектам.
В ходе анализа мы сравнивали частотность использования речевых стратегий и других лингвистических средств в летний, осенний и зимний периоды. Впоследствии удалось выделить два ключевых этапа, ранний и поздний, что обусловлено различием методов формирования общественного мнения, которые были представлены в немецкой прессе.
Данный анализ позволил составить общую картину ситуации и выявить различия в восприятии миграции в более поздний и ранний периоды.
Нами был сделан вывод, что на более раннем этапе миграция воспринималась как положительный процесс. В заголовках наблюдается апелляция к моральным установкам и ценностям общества. Формируется положительный образ мигранта, что достигается с помощью стратегий апелляции к жалости и состраданию и атрибуции объекту социально значимых качеств. Активно критикуется агрессивное поведение местных жителей по отношению к беженцам.
Более поздний этап отличается преобладанием критических оценок в адрес самих беженцев. Начиная с октября 2015 года формируется отрицательный образ мигранта. После событий в Кёльне в новогоднюю ночь 2016 года в прессе появляется образ нового врага – агрессивно настроенных молодых мигрантов из мусульманских стран. Журналисты используют стратегию создания положительного образа ситуации с целью поднять моральный дух общества и преодолеть всеобщее разочарование, возникшее вследствие неудач, связанных с интеграцией беженцев.
Практические результаты данной работы могут быть применены в учебных пособиях по журналистике и лингвистике текста в качестве примера анализа заголовочного комплекса публикации.