Формирование вторичной языковой личности по шкале готовности к коммуникации
Аннотация
Работа посвящена процессу формирования вторичной языковой личности и готовности к коммуникации как одному из способов оценки уровня ее сформированности. Готовность к коммуникации вторичной языковой личности определяется тем, что изучающие иностранный язык демонстрируют мотивацию к общению и активно ищут возможности для коммуникации на нем, добиваясь поставленных коммуникативных целей в процессе межкультурного взаимодействия. Материалом исследования послужили результаты анкетирования студентов и преподавателей кафедры ЛиПКИЯ УрФУ, а также результаты опроса студентов по адаптированной шкале WTC («willingness to communicate») Д. МакКроски. В опросе было задействовано 3 группы: студенты 4 курса по направлению Лингвистика по программе «Теория и практика межкультурной коммуникации», студенты 4 курса по направлению Лингвистика по программе «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», часть преподавателей кафедры ЛиПКИЯ. Общее количество участников составило 60 человек.
В первой части работы производится анализ теоретических источников по теме языковая личность, структура языковой личности, вторичная языковая личность и ее модель. Особое внимание уделяется условиям формирования вторичной языковой личности. Вторичная языковая личность рассматривается через способность человека ориентироваться и совершать речевые поступки в иноязычном пространстве, а также через осознанную готовность к реализации данных поступков. На формирование целостной вторичной языковой личности у студентов влияют две взаимосвязанные группы условий: 1) условия, влияющие на формирование интегративной (внутренней) мотивации; 2) условия, влияющие на формирование инструментальной (внешней) мотивации. Понятия способности и готовности как предметы анализа отражают когнитивную, мотивационную и поведенческую сферу говорящего, а также открывают возможности к пониманию его лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций. Во второй части работы приводятся результаты анкетирования и опроса, а также их анализ с целью определить уровень мотивации и готовности к общению на иностранном языке студентов для оценки сформированности их вторичной языковой личности. Основываясь на материалах эмпирического исследования, были сделаны выводы о том, что студенты продолжают проявлять интерес к общению на иностранном языке, а также оптимистично оценивают свои способности вступить в коммуникацию для решения определенных коммуникативных задач. Результаты анкетирования дают основания полагать, что это связано с продолжительностью изучения иностранных языков, существенным количеством учебных часов, частым применением иностранных языков в различных видах речевой деятельности (таких как чтение, письмо, говорение, аудирование), с опытом нахождения в иноязычной среде во время пребывания в стране изучаемого языка, а также постановкой конкретной цели при его освоении (например, сдача международного экзамена, либо поездка за рубеж с целью обучения или получения профессионального опыта). Исходя из полученных данных по двум разделам анкетирования, было определено, что общая готовность к коммуникации (Total WTC score) студентов оценивается средним уровнем (≈70,41). Данный результат мы можем определить, как положительный, в особенности при тех внешних обстоятельствах (сокращение возможностей межкультурной коммуникации по причине закрытых границ), которые теоретически могли снизить данный показатель и негативно повлиять на мотивацию и процесс овладения иностранным языком, а также на готовность к коммуникации на нем.
Результаты исследования могут быть использованы для улучшения методов преподавания иностранных языков, а также в качестве элемента оценки сформированности вторичной языковой личности студентов языковых направлений подготовки. Также, полученные результаты могут лечь в основу дальнейших исследований, касающихся вторичной языковой личности и данных направлений в лингвистике.
В приложении представлены данные, касающиеся эмпирического исследования, на основе которых проводился анализ практической части работы.
В первой части работы производится анализ теоретических источников по теме языковая личность, структура языковой личности, вторичная языковая личность и ее модель. Особое внимание уделяется условиям формирования вторичной языковой личности. Вторичная языковая личность рассматривается через способность человека ориентироваться и совершать речевые поступки в иноязычном пространстве, а также через осознанную готовность к реализации данных поступков. На формирование целостной вторичной языковой личности у студентов влияют две взаимосвязанные группы условий: 1) условия, влияющие на формирование интегративной (внутренней) мотивации; 2) условия, влияющие на формирование инструментальной (внешней) мотивации. Понятия способности и готовности как предметы анализа отражают когнитивную, мотивационную и поведенческую сферу говорящего, а также открывают возможности к пониманию его лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций. Во второй части работы приводятся результаты анкетирования и опроса, а также их анализ с целью определить уровень мотивации и готовности к общению на иностранном языке студентов для оценки сформированности их вторичной языковой личности. Основываясь на материалах эмпирического исследования, были сделаны выводы о том, что студенты продолжают проявлять интерес к общению на иностранном языке, а также оптимистично оценивают свои способности вступить в коммуникацию для решения определенных коммуникативных задач. Результаты анкетирования дают основания полагать, что это связано с продолжительностью изучения иностранных языков, существенным количеством учебных часов, частым применением иностранных языков в различных видах речевой деятельности (таких как чтение, письмо, говорение, аудирование), с опытом нахождения в иноязычной среде во время пребывания в стране изучаемого языка, а также постановкой конкретной цели при его освоении (например, сдача международного экзамена, либо поездка за рубеж с целью обучения или получения профессионального опыта). Исходя из полученных данных по двум разделам анкетирования, было определено, что общая готовность к коммуникации (Total WTC score) студентов оценивается средним уровнем (≈70,41). Данный результат мы можем определить, как положительный, в особенности при тех внешних обстоятельствах (сокращение возможностей межкультурной коммуникации по причине закрытых границ), которые теоретически могли снизить данный показатель и негативно повлиять на мотивацию и процесс овладения иностранным языком, а также на готовность к коммуникации на нем.
Результаты исследования могут быть использованы для улучшения методов преподавания иностранных языков, а также в качестве элемента оценки сформированности вторичной языковой личности студентов языковых направлений подготовки. Также, полученные результаты могут лечь в основу дальнейших исследований, касающихся вторичной языковой личности и данных направлений в лингвистике.
В приложении представлены данные, касающиеся эмпирического исследования, на основе которых проводился анализ практической части работы.