Особенности влияния невербальной коммуникации на восприятие речи оратора

Стародуб Ксения Александровна

Аннотация


Работа посвящена выявлению особенностей влияния невербального контента на восприятие материала публичных выступлений, представленных в разных языковых и аудиовизуальных форматах. Актуальность и значимость работы обусловлены тем, что полученные в ходе исследования данные позволяют глубже понять универсальные и специфичные законы невербальной коммуникации и повысить эффективность межличностного и межкультурного взаимодействия.
В первой части работы рассматривается изучение невербальной коммуникации в историческом аспекте, раскрывается значение понятия данного явления и даются определения составляющих его элементов. Определяются основные функции невербальной коммуникации и их значение в коммуникативном процессе. Обозначаются факторы, влияющие на невербальное поведение, рассматриваются нейро-психофизиологические процессы проявления, восприятия и оценки данного поведения. Описывается специфика и особенности проявления невербальной коммуникации в публичной речи. Материалом для теоретической части исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных представителей научных областей психологии, физиологии и лингвистики (В. А. Лабунской, В. П. Морозова, Г. Е. Крейдлина, А. Меграбяна, П. Экмана, У. Фризена, Дж. Фаста).
Вторая часть работы посвящена практическому исследованию, направленному на выявление особенностей влияния невербальной коммуникации на восприятие публичных лекций. Исследование состоит из двух экспериментов, по завершении которых проводится сравнительный анализ данных. В первом эксперименте описывается специфика восприятия невербалики при подаче материала на родном языке. Во втором эксперименте представлены особенности влияния невербалики на восприятие материала на иностранном языке. В качестве материала в данной части используются TED лекции американских психологов Ш. Ачора и Э. Брисеньо в видео и аудио формате.
Результаты работы позволяют обозначить практически значимые компоненты невербалики в публичных выступлениях и особенности их влияния на восприятие информации слушателями. На основании полученных в исследовании данных становится возможным моделировать выступление оратора с ориентацией на языковую специфику контингента слушателей и достигать его максимальную эффективность.