Обучение диалогической речи учащихся среднего звена в современной практике тьюторства
Аннотация
Работа посвящена изучению деятельности начинающих тьюторов с точки зрения обучения диалогической речи учащихся среднего звена. Материал исследования составили занятия по английскому языку, проводимые студентами разных курсов лингвистического направления и обучающиеся педагогической методике по направлению «Образование и педагогика: актуальные теоретические подходы и перспективные практики обучения иностранному языку», а также предоставленные ими планы проведенных уроков.
В первой части работы рассматриваются общие вопросы обучения говорения и тьюторства: вводится понятие тьюторского сопровождения и говорения как вида речевой деятельности, анализируются различные методы и технологии обучения диалогической речи и определение специфики тьюторства, его отличие от традиционного преподавания. Особое внимание уделяется видам тьюторства и их применению в образовательном процессе. Во вторую часть работы включен опрос, проведенный среди студентов, занимающихся преподаванием, и исследование проблем и ошибок, с которыми они сталкиваются как репетиторы по английскому языку, не имея методической базы педагогики. Также проводится анализ их уроков, на основе которого далее дается комплексная оценка каждого из преподавателей в соответствии с областями оценивания, адаптированными по системе оценивания CELTA. Ряд квалиметрических областей составляют: образовательный контекст урока, использование иностранного языка и исправление ошибок обучающегося, виды речевой деятельности, планирование и техническое обеспечение учебного занятия, знание педагогической методики. В качестве результата исследования были определены преимущества и недостатки деятельности молодых тьюторов. Также были предложены рекомендации, нацеленные на устранение ошибок, допущенных испытуемыми в их работе.
Результаты исследования могут быть использованы в повышении квалификации тьюторов.
В приложениях приводится адаптированная система критериев оценки тьюторской деятельности CELTA, а также примеры планов уроков, предоставленных участвовавшими в эксперименте тьюторами.
В первой части работы рассматриваются общие вопросы обучения говорения и тьюторства: вводится понятие тьюторского сопровождения и говорения как вида речевой деятельности, анализируются различные методы и технологии обучения диалогической речи и определение специфики тьюторства, его отличие от традиционного преподавания. Особое внимание уделяется видам тьюторства и их применению в образовательном процессе. Во вторую часть работы включен опрос, проведенный среди студентов, занимающихся преподаванием, и исследование проблем и ошибок, с которыми они сталкиваются как репетиторы по английскому языку, не имея методической базы педагогики. Также проводится анализ их уроков, на основе которого далее дается комплексная оценка каждого из преподавателей в соответствии с областями оценивания, адаптированными по системе оценивания CELTA. Ряд квалиметрических областей составляют: образовательный контекст урока, использование иностранного языка и исправление ошибок обучающегося, виды речевой деятельности, планирование и техническое обеспечение учебного занятия, знание педагогической методики. В качестве результата исследования были определены преимущества и недостатки деятельности молодых тьюторов. Также были предложены рекомендации, нацеленные на устранение ошибок, допущенных испытуемыми в их работе.
Результаты исследования могут быть использованы в повышении квалификации тьюторов.
В приложениях приводится адаптированная система критериев оценки тьюторской деятельности CELTA, а также примеры планов уроков, предоставленных участвовавшими в эксперименте тьюторами.