Поликультурная университетская среда как модель формирования межкультурной компетенции
Аннотация
Работа посвящена исследованию влияния поликультурной среды УрФУ на формирование межкультурной компетенции иностранных студентов. Материалом исследования послужили ответы респондентов на вопросы анкеты, адаптированной по авторской методике Мельниковой Н. Н.
В первой части работы рассматриваются термины«поликультурная образовательная среда», «адаптация», «аккультурация», «межкультурная компетенция», «языковая компетенция», их трактовки разными учеными, истории возникновения и важность изучения. Особое внимание уделяется различиям понимания разными исследователями «поликультурной образовательной среды» и её влиянию на иностранных студентов, их адаптацию и взаимодействие с русскоязычными субъектами образования.
Во второй части работы описываются методы проведения эмпирического исследования, его инструментарий и анализ уровня внутренней адаптированности с такими критериями как уровень владения русским языком, длительность его изучения до поступления в университет, желание/нежелание вступать в коммуникацию с русскоязычными студентами, преподавателями, администрацией и т.д. Проведен анализ комфортности иностранных студентов во взаимодействии с русскоязычными индивидами, в связи с тем, что данный показатель является критерием сформированности поликультурной среды вуза. По каждому вопросу представлена диаграмма или таблица, отражающая результаты исследования.
Результаты исследования могут быть использованы для внесения изменений в учебные программы для иностранных студентов, разработки адаптационных курсов, направленных на улучшение условий пребывания и качества изучаемых предметов. А также для дальнейших исследований, связанных с различными аспектами культурной адаптации иностранных студентов, формированием поликультурной среды и т.д.
В приложении приводится рисунок, текст анкеты на русском и английской языках, таблица зависимость времени изучения русского языка до поступления УрФУ от уровня владения им и учебной программы.
В первой части работы рассматриваются термины«поликультурная образовательная среда», «адаптация», «аккультурация», «межкультурная компетенция», «языковая компетенция», их трактовки разными учеными, истории возникновения и важность изучения. Особое внимание уделяется различиям понимания разными исследователями «поликультурной образовательной среды» и её влиянию на иностранных студентов, их адаптацию и взаимодействие с русскоязычными субъектами образования.
Во второй части работы описываются методы проведения эмпирического исследования, его инструментарий и анализ уровня внутренней адаптированности с такими критериями как уровень владения русским языком, длительность его изучения до поступления в университет, желание/нежелание вступать в коммуникацию с русскоязычными студентами, преподавателями, администрацией и т.д. Проведен анализ комфортности иностранных студентов во взаимодействии с русскоязычными индивидами, в связи с тем, что данный показатель является критерием сформированности поликультурной среды вуза. По каждому вопросу представлена диаграмма или таблица, отражающая результаты исследования.
Результаты исследования могут быть использованы для внесения изменений в учебные программы для иностранных студентов, разработки адаптационных курсов, направленных на улучшение условий пребывания и качества изучаемых предметов. А также для дальнейших исследований, связанных с различными аспектами культурной адаптации иностранных студентов, формированием поликультурной среды и т.д.
В приложении приводится рисунок, текст анкеты на русском и английской языках, таблица зависимость времени изучения русского языка до поступления УрФУ от уровня владения им и учебной программы.