Эмоциональное и профессиональное выгорание у преподавателей иностранного языка в высшем учебном заведении: признаки и профилактика
Аннотация
Работа посвящена проблеме возникновения эмоционального и профессионального выгорания у преподавателей иностранного языка в высшем учебном заведении. Методологическая база исследования основана на научных трудах зарубежных и отечественных ученых. К ним относится Г. Фрейнденбергер, К. Маслач, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Э. Пайнс, В. Е. Орел, Г. Селье, М. Буриш и др.
В первой части работы рассматривается краткая история синдрома выгорания, происхождение термина, его разнообразие определений, описание симптомов и факторов, вызывающих выгорание. Особое внимание уделяется признакам и причинам возникновения выгорания у личности. Во второй части работы раскрываются особенности преподавательской деятельности и проводится экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня выгорания у преподавателей высшего учебного заведения. Большое внимание уделяется подсчету полученных результатов. В работе подробно описывается анализ относительно связи профессионального стажа и выгорания, влияния гендера и семейного положения на уровень выгорания, а также мы отдельно исследовали влияние дистанционного обучения на эмоциональное состояние преподавателей. В работе предложен список рекомендаций по профилактике эмоционального и профессионального выгорания. Список рекомендаций и профилактических мероприятий, направлен на улучшение эмоционального состояния респондентов.
Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях относительно проблемы природы возникновения выгорания у специалистов и способов профилактики.
В приложении представлены диагностическая методика Maslach Burnout Inventory, диаграмма связи профессионального стажа и уровня выгорания и таблица с данными об уровне выгорания мужчин и женщин.
В первой части работы рассматривается краткая история синдрома выгорания, происхождение термина, его разнообразие определений, описание симптомов и факторов, вызывающих выгорание. Особое внимание уделяется признакам и причинам возникновения выгорания у личности. Во второй части работы раскрываются особенности преподавательской деятельности и проводится экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня выгорания у преподавателей высшего учебного заведения. Большое внимание уделяется подсчету полученных результатов. В работе подробно описывается анализ относительно связи профессионального стажа и выгорания, влияния гендера и семейного положения на уровень выгорания, а также мы отдельно исследовали влияние дистанционного обучения на эмоциональное состояние преподавателей. В работе предложен список рекомендаций по профилактике эмоционального и профессионального выгорания. Список рекомендаций и профилактических мероприятий, направлен на улучшение эмоционального состояния респондентов.
Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях относительно проблемы природы возникновения выгорания у специалистов и способов профилактики.
В приложении представлены диагностическая методика Maslach Burnout Inventory, диаграмма связи профессионального стажа и уровня выгорания и таблица с данными об уровне выгорания мужчин и женщин.