Теория концептуального смешения как способ анализа развёрнутых метафор в романе А. С. Байетт «Обладать»
Аннотация
Данная работа посвящена анализу развернутых метафор в художественном произведении по теории концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера с целью обозначения основных функций развернутых метафор и их роли в сюжетообразовании. Материалом для исследования стал роман «Обладать» на английском и русском языках лауреата Букеровской премии А. С. Байетт. Посредством построения многопространственных моделей были исследованы 25 развернутых метафор в оригинале и переводе.
В первой главе рассмотрены различные понимания метафоры и этапы развития в ее изучении, а также выделены особенности развернутых метафор и описана применяемая далее теория концептуальной интеграции.
Во второй главе проведен общий анализ метафор и выделено 5 важнейших для повествования тем-сфер: «Love», «Poet and Poetry», «Search of Information», «Possession of Information» и «Woman». После анализа 120 развернутых метафор, относящихся к указанным темам-сферам, были обозначены наиболее важные авторские концепты и выбраны 25 развернутых метафор для анализа по теории концептуальной интеграции. Для каждой из метафор построены многопространственные модели, благодаря чему выделены неочевидные связи между авторскими идеями, новые мотивы и особенности героев. Установлены основные функции развернутых метафор каждой темы и авторских концептов. По итогам работы удалось выявить, что главная функция развернутых метафор в романе А. С. Байетт «Обладать» – сюжетообразование.
В результате проведенного исследования был разработан метод анализа развернутых метафор в художественном произведении, который способствует наилучшему пониманию сложно составленного текста и обеспечивает возможность детальной интерпретации тем, сюжетных параллелей и взаимоотношений между персонажами. Данный подход может быть использован для рассмотрения других произведений А. С. Байетт, благодаря чему станет возможно обозначение общих тем и тенденций, раскрываемых с помощью развернутых метафор, и более детальное исследование особенностей авторского стиля.
В приложениях приводятся все 120 развернутых метафор, выделенных по результатам сплошной выборки данного тропа в тексте романа.
В первой главе рассмотрены различные понимания метафоры и этапы развития в ее изучении, а также выделены особенности развернутых метафор и описана применяемая далее теория концептуальной интеграции.
Во второй главе проведен общий анализ метафор и выделено 5 важнейших для повествования тем-сфер: «Love», «Poet and Poetry», «Search of Information», «Possession of Information» и «Woman». После анализа 120 развернутых метафор, относящихся к указанным темам-сферам, были обозначены наиболее важные авторские концепты и выбраны 25 развернутых метафор для анализа по теории концептуальной интеграции. Для каждой из метафор построены многопространственные модели, благодаря чему выделены неочевидные связи между авторскими идеями, новые мотивы и особенности героев. Установлены основные функции развернутых метафор каждой темы и авторских концептов. По итогам работы удалось выявить, что главная функция развернутых метафор в романе А. С. Байетт «Обладать» – сюжетообразование.
В результате проведенного исследования был разработан метод анализа развернутых метафор в художественном произведении, который способствует наилучшему пониманию сложно составленного текста и обеспечивает возможность детальной интерпретации тем, сюжетных параллелей и взаимоотношений между персонажами. Данный подход может быть использован для рассмотрения других произведений А. С. Байетт, благодаря чему станет возможно обозначение общих тем и тенденций, раскрываемых с помощью развернутых метафор, и более детальное исследование особенностей авторского стиля.
В приложениях приводятся все 120 развернутых метафор, выделенных по результатам сплошной выборки данного тропа в тексте романа.