Лингвокультурологическая модель концепта вдохновение (на материале национального корпуса русского языка)
Аннотация
Работа посвящена описанию модели концепта вдохновение такой, какая она существует в сознании современных людей. Именно поэтому источниками фактического материала были выбраны тексты 21 века и материал психолингвистических экспериментов. Материалом исследования послужили словарные статьи следующих словарей: Этимологического словаря Крылова, Историко-этимологического словаря Черных, Этимологического словаря Виноградова, Энциклопедического словаря Брокгауза-Эфрона, словаря Великорусского языка Даля, Идеографического словаря русского языка Баранова, Философского энциклопедического словаря, Литературной энциклопедии, Большой советской энциклопедии, Малого академического словаря русского языка, Толкового словаря Ушакова, а так же словарей синонимов: словаря русских синонимов и сходств Абрамова, словаря синонимов русского языка Александровой, словаря синонимов русского языка Евгеньевой, данные психолингвистических экспериментов, а так же тексты Национального корпуса русского языка. Нами были проанализированы тексты 21 века, начиная с 2000 года, что составляет 229 документов, содержащих 314 упоминаний слова вдохновение. В психолингвистическом эксперименте участвовали 100 испытуемых. Чтобы получить наиболее полную и объективную картину отражения тех или иных концептуальных признаков исследуемого концепта, для участия в эксперименте не были установлены возрастные рамки, а так же гендерные и социальной принадлежности (в исследовании принимали участия студенты, инженеры, бизнесмены, преподаватели вуза, врачи и т. д.).
Структура исследования состоит из титульного листа, введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. Основная часть состоит из двух глав, каждая из которых подразделяется на параграфы.
В теоретической части исследования были описаны одни из основных терминов, которыми оперируют исследователи: картина мира, языковая картина мира, концептуальная картина мира, концептуализация, концепт, концептосфера. А так же был описан процесс проведения концептуального анализа.
Через анализ единиц языка нами была предпринята попытка добраться до сознания носителей русского языка и национальной концептосферы, а так же постичь элемент такой сложной системы как культура.
В практической части исследования нами была выполнена цель исследования, а именно описание модели концепта вдохновение. Описание модели концепта производилось через описание его признаков: мотивирующих (составляющих скрытое содержание концепта), понятийных признаков, составляющих компоненты определения данного концепта в сознании, категориальных, образных и символьных (составляющих по большей части наивное и ассоциативное восприятие человека).
Результаты исследования могут быть использованы при составлении словарей культурных концептов, в лекциях по лингвокультурологии и когнитивной лингвистики, а так же для наглядного представления единицы картины мира – концепта.
В приложении приводится таблица с выявленными признаками концепта.
Структура исследования состоит из титульного листа, введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. Основная часть состоит из двух глав, каждая из которых подразделяется на параграфы.
В теоретической части исследования были описаны одни из основных терминов, которыми оперируют исследователи: картина мира, языковая картина мира, концептуальная картина мира, концептуализация, концепт, концептосфера. А так же был описан процесс проведения концептуального анализа.
Через анализ единиц языка нами была предпринята попытка добраться до сознания носителей русского языка и национальной концептосферы, а так же постичь элемент такой сложной системы как культура.
В практической части исследования нами была выполнена цель исследования, а именно описание модели концепта вдохновение. Описание модели концепта производилось через описание его признаков: мотивирующих (составляющих скрытое содержание концепта), понятийных признаков, составляющих компоненты определения данного концепта в сознании, категориальных, образных и символьных (составляющих по большей части наивное и ассоциативное восприятие человека).
Результаты исследования могут быть использованы при составлении словарей культурных концептов, в лекциях по лингвокультурологии и когнитивной лингвистики, а так же для наглядного представления единицы картины мира – концепта.
В приложении приводится таблица с выявленными признаками концепта.