Опыт составления словарной статьи концепта "Видеоигра"

Рожкова Екатерина Дмитриевна

Аннотация


В центре данной работе – когнитивный подход к определению структуры и содержания концепта «Видеоигра», в основе которого лежит положение о том, что изучив семантику языковых знаков, можно сформировать впечатление о сознании и опыте народа или отдельного индивида, понять содержание и языковую картину миру, отраженную в человеческой психике.
В первой части работы рассматриваются общие вопросы терминологии и терминографии: вводятся В первой главе «Теоретические основы исследования» рассматривается понятие концепт, его виды и подходы к анализу; дается понятие ассоциативного эксперимента, типы реакций, которые могут быть получены; описывается игровой сленг и его характеристика, дается сравнение понятий «жаргон» и «сленг».
Вторая глава «Анализ концепта “Видеоигра”» является практической. В главе осуществляется описание когнитивных признаков концепта «Игра» на основе данного словаря русских ключевых концептов и словарной статьи концепта «Игра» (авторы – И.К. Мухина, М. Ю. Мухин), который входит в концептуализацию сферы «Развлечение и отдых»; описание когнитивных зон концепта «Видеоигра» в сопоставительном аспекте; проводится анализ ассоциативных связей и приведены результаты по частотности.
В Заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшей работы.
Приложение включает в себя анкету, которая используется при проведении ассоциативного эксперимента, указываются ассоциативные реакции на слова стимулы: «Игра» и «Видеоигра», приведена статистика, описаны игровые жанры, стереотипы о видеоиграх, иноязычные лексемы и жаргонные реакции, полученные в ходе эксперимента.