Роль образных средств в формировании художественного концепта «страх» (на материале произведения Стивена Кинга «Зеленая Миля»)

Прошина Яна Антоновна

Аннотация


Работа посвящена выявлению образных средств в формировании художественного концепта «страх». Материалом исследования послужил роман Стивена Кинга «Зеленая миля» на английском языке.
В первой главе рассматриваются основные подходы к пониманию содержания и структуры концептов, анализируется типология, а также описывается методика анализа концепта и, в частности, художественного концепта.
Во второй главе исследуется концепт «страх» на основе толковых словарей английского языка и контекстуальном анализе концепта на материале романа Стивена Кинга «Зеленая Миля». На первом этапе анализа на основе данных толковых словарей английского языка выявляются словарные дефиниции, актуализирующие концепт «страх» в английском языке. А также выявляется синонимический ряд, раскрывающий значение концепта в тексте. На втором этапе анализируются образные средства, репрезентирующие концепт в романе. В ходе исследования выявляются стадии и компоненты страха; лексические единицы, описывающие состояние и поведение человека, находящегося в страхе.
Результатом проделанной работы является модель концепта, которая содержит анализ внетекстовых свободных и направленных номинаций, образных средств, репрезентирующих концепт в художественном тексте.
В перспективе можно расширить количество исследуемого материала: рассмотреть произведения как похожих по жанру, так и отличных от него. Также, в перспективе можно рассмотреть сопоставление концепта «страх» с такими концептами как «одиночество» и «смерть».
Результаты исследования могут быть использованы студентами на занятиях по методам лингвистического анализа.