Исследование изменений языкового сознания в процессе изучения второго иностранного языка (на примере испанского и немецкого)
Аннотация
Работа посвящена изучению проблемы языкового сознания и изменениям, происходящим в языковом сознании в процессе освоения второго иностранного языка. Материалом исследования являются результаты ассоциативного эксперимента, проводимого среди студентов первого-второго курса, изучающих испанский и немецкий как второй иностранный язык.
В первой части работы рассматриваются основные проблемы, связанные с изучением билингвизма на современном этапе развития лингвистики и смежных областей знания (психолингвистики, психологии, теории сознания, когнитивных наук). Рассматривается необходимая научная литература по данной теме. Даются определения основным терминам, рассматриваются необходимые классификации.
Во второй части работы подробно описывается проведение ассоциативного эксперимента: отбор слов-стимулов, описание групп испытуемых, постановка сроков проведения эксперимента, непосредственно проведение срезов ассоциаций. Описываются данные, полученные в ходе проведения четырех срезов. Проводится сравнение полученных реакций с более ранними, а также сравнение реакций групп между собой. Осуществляется анализ полученных результатов, делается вывод по итогам эксперимента.
Результаты нашей практической части могут быть использованы для дальнейшего изучения языкового сознания билингва. Кроме того, собранный и обобщенный материал будет полезным при анализе результатов дальнейших исследований. С практической же точки зрения данную работу возможно использовать для составления более продуктивного учебного плана по изучению иностранных языков, а также в разработке новых образовательных траекторий, касающихся изучения языкового сознания, а именно психолингвистики, языкознания и др.
В первой части работы рассматриваются основные проблемы, связанные с изучением билингвизма на современном этапе развития лингвистики и смежных областей знания (психолингвистики, психологии, теории сознания, когнитивных наук). Рассматривается необходимая научная литература по данной теме. Даются определения основным терминам, рассматриваются необходимые классификации.
Во второй части работы подробно описывается проведение ассоциативного эксперимента: отбор слов-стимулов, описание групп испытуемых, постановка сроков проведения эксперимента, непосредственно проведение срезов ассоциаций. Описываются данные, полученные в ходе проведения четырех срезов. Проводится сравнение полученных реакций с более ранними, а также сравнение реакций групп между собой. Осуществляется анализ полученных результатов, делается вывод по итогам эксперимента.
Результаты нашей практической части могут быть использованы для дальнейшего изучения языкового сознания билингва. Кроме того, собранный и обобщенный материал будет полезным при анализе результатов дальнейших исследований. С практической же точки зрения данную работу возможно использовать для составления более продуктивного учебного плана по изучению иностранных языков, а также в разработке новых образовательных траекторий, касающихся изучения языкового сознания, а именно психолингвистики, языкознания и др.