Темпоральность травматического нарратива в романах Э. Хили и П. Баркер
Аннотация
Работа посвящена исследованию форм и способов построения разноуровневых структур темпоральности с помощью лингвистических средств, а также роль этих средств в построении текста травматического нарратива. Материал исследования составили два романа современных британских писательниц, сюжет которых сосредоточен вокруг работы памяти: «Elizabeth is Missing» Э. Хили и «Regeneration» П. Баркер.
В первой части работы даны определения основных понятий и сформулирован понятийный аппарат исследования. Особое внимание уделяется компонентам темпоральной сетки текста, а также фигуре повествователя. Дается подробная классификация видов темпа, ритма и порядка повествования.
Во второй части работы проведен сопоставительный анализ двух травматических нарративов, дана оценка значимости используемых автором приемов и средств при создании темпоральной сетки, выделены наиболее продуктивные способы построения темпоральности в травматическом нарративе. Отмечена особая роль диегетического повествователя при формировании темпоральности травматического нарратива. Выделен ряд новых функций и свойств, которые приобретают компоненты темпорально сетки в рамках травматического нарратива. Рассмотрены грамматические и лексические темпоральные идентификаторы и их взаимодействие в тексте. Особое место уделено рассмотрению стилистических и образных средств, использованных авторами при формировании темпоральности нарративов.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы при изучении особенностей организации темпорального аспекта травматического нарратива в художественном творчестве других авторов, а также применительно к другим видам нарративов, например, документальным свидетельствам и устным персональным нарративам.
В первой части работы даны определения основных понятий и сформулирован понятийный аппарат исследования. Особое внимание уделяется компонентам темпоральной сетки текста, а также фигуре повествователя. Дается подробная классификация видов темпа, ритма и порядка повествования.
Во второй части работы проведен сопоставительный анализ двух травматических нарративов, дана оценка значимости используемых автором приемов и средств при создании темпоральной сетки, выделены наиболее продуктивные способы построения темпоральности в травматическом нарративе. Отмечена особая роль диегетического повествователя при формировании темпоральности травматического нарратива. Выделен ряд новых функций и свойств, которые приобретают компоненты темпорально сетки в рамках травматического нарратива. Рассмотрены грамматические и лексические темпоральные идентификаторы и их взаимодействие в тексте. Особое место уделено рассмотрению стилистических и образных средств, использованных авторами при формировании темпоральности нарративов.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы при изучении особенностей организации темпорального аспекта травматического нарратива в художественном творчестве других авторов, а также применительно к другим видам нарративов, например, документальным свидетельствам и устным персональным нарративам.