Лингвистический ландшафт города Екатеринбурга (на примере барбершопов)
Аннотация
Работа посвящена изучению эргонеологии и лингвистического ландшафта на примере эргонимиконов «парикмахерские» и «барбершопы» в городе Екатеринбург. Материал исследования составили 887 единиц-эргонимов (т.е. названий парикмахерских салонов и барбершопов).
В первой части работы рассматриваются общие вопросы эргонеологии: вводятся понятия эргонима, эргонимикона, лингвистического ландшафта, анализируются различные подходы к анализу эргонимов, рассматриваются основные пути их образования. Особое внимание уделяется и метролингвистическому аспекту внутри эргонимикона полиязычного города.
Во второй части работы раскрываются особенности нейминга парикмахерских салонов и барбершопов в городе Екатеринбург, специфика формирования и функционирования их вывесок как эргонимистических единиц лингвистического ландшафта города, выявляется оппозиционный блок нового эргонимикона «барбершопы», описываются источники и принципы отбора материала. Основываясь на данных сравнительного анализа, делается вывод о том, что в городе Екатеринбург за последние 10 лет значительно выросло число англоязычных названий барбершопов и парикмахерских. Данная тенденция более наглядно представлена в центре города. Делается вывод о значительном влиянии глобализации на формирование тенденций в нейминге эргонимов.
Большое внимание также уделяется лексикологическому и дефиниционному анализу, в ходе которого выявляются мотивационные признаки, лежащие в основе исследуемого оппозиционного эргонимикона барбершопы. Сделан вывод о том, любой текст вывески внутри данного эргонимикона будет представлен исключительно маскулинной семантикой, что служит инструментом языковой опосредованности и принятия статуса «семантической оппозиции» по гендерному языковому принципу. По каждому элементу анализа делаются сравнительные количественные наблюдения, представленные в виде таблиц и диаграмм.
Результаты исследования могут быть использованы в составлении различных словарей эргонимов.
В приложении приводится список проанализированных названий.
В первой части работы рассматриваются общие вопросы эргонеологии: вводятся понятия эргонима, эргонимикона, лингвистического ландшафта, анализируются различные подходы к анализу эргонимов, рассматриваются основные пути их образования. Особое внимание уделяется и метролингвистическому аспекту внутри эргонимикона полиязычного города.
Во второй части работы раскрываются особенности нейминга парикмахерских салонов и барбершопов в городе Екатеринбург, специфика формирования и функционирования их вывесок как эргонимистических единиц лингвистического ландшафта города, выявляется оппозиционный блок нового эргонимикона «барбершопы», описываются источники и принципы отбора материала. Основываясь на данных сравнительного анализа, делается вывод о том, что в городе Екатеринбург за последние 10 лет значительно выросло число англоязычных названий барбершопов и парикмахерских. Данная тенденция более наглядно представлена в центре города. Делается вывод о значительном влиянии глобализации на формирование тенденций в нейминге эргонимов.
Большое внимание также уделяется лексикологическому и дефиниционному анализу, в ходе которого выявляются мотивационные признаки, лежащие в основе исследуемого оппозиционного эргонимикона барбершопы. Сделан вывод о том, любой текст вывески внутри данного эргонимикона будет представлен исключительно маскулинной семантикой, что служит инструментом языковой опосредованности и принятия статуса «семантической оппозиции» по гендерному языковому принципу. По каждому элементу анализа делаются сравнительные количественные наблюдения, представленные в виде таблиц и диаграмм.
Результаты исследования могут быть использованы в составлении различных словарей эргонимов.
В приложении приводится список проанализированных названий.