Проблема фоссилизации в изучении иностранного языка в вузе: фоссилизированные ошибки в глагольных формах английского языка и их коррекция

Телегина Анастасия Евгеньевна

Аннотация


Работа посвящена изучению особого вида речевых ошибок – изучению фоссилизированных ошибок, которые являются малоизученными на сегодняшний день. В данной работе был проведен анализ речевых ошибок в глагольных формах в письменных и устных текстах студентов 3-4 курсов специальности «Лингвистика» и выявлены фоссилизированные ошибки. Материал исследования составили 64 текста, в которых была выявлена 101 ошибка в формах глагола. В ходе исследования было установлено, что большую часть ошибок можно считать фоссилизированными.
Работа состоит из 4 глав, первые три главы посвящены теоретическим вопросам рассматриваемой проблемной области. В частности, в первой главе было подробно рассмотрено понятие «речевой ошибки», была приведена классификация типов речевых ошибок; во второй главе были введены понятия «интерязыка» и «скрытой психологической структуры Л. Селинкера» и описана особая роль, которую они играют в процессе изучения иностранного языка; в третьей главе было подробно рассмотрено понятие «фоссилизации», дано определение данному явлению, рассмотрены различные подходы к изучению механизма фоссилизации.
В четвертой главе приведен анализ речевых ошибок в глагольных формах в текстах студентов. Для выявления фоссилизированных ошибок была составлена особая методика для их узнавания. Выявленные ошибки были подробно рассмотрены, и были описаны возможные причины для их появления. Также был рассмотрен вопрос взаимосвязи между уровнем языка и количеством ошибок в речи студента. Было установлено, что такая взаимосвязь отсутствует, и фоссилизированные ошибки присутствуют в речи студентов независимо от их уровня языковой компетенции.
Результаты исследования могут быть использованы в рамках методики преподавания иностранного языка.
В приложении приводится корпус проанализированных текстов, а также приведена таблица с выделенными ошибками.