Конструирование артлангов и их развитие под влиянием поп-культуры
Аннотация
Работа посвящена анализу конструирования артлангов и их развития в искусственной среде на примере валирийского и дотракийского языков, созданных Д. Петерсоном для фэнтези франшизы Дж. Мартина «Игра Престолов». Материал исследования составили 1200 дотракийских и 800 валирийских слов, извлеченных из последних версий электронных словарей по данным языкам.
В первой части работы даются определения для терминов «язык» и «вымышленный язык», приводится ряд отличий между этими видами языков, а также несколько классификаций конлангов. Также поднимается вопрос, могут ли люди, не имеющие специализированных знаний, внести вклад в лингвистику, не превращая при этом лингвистическое конструирование в псевдонауку. В связи с этим рассматривается вопрос о требованиях к конлангерам, подразумевающих наличие у них определенных лингвистических знаний, что проиллюстрировано на примере используемых Д. Петерсоном лингвистических терминов и приемов. Во второй части проводится анализ вымышленных языков, созданных лингвистом Д. Петерсоном как для экранной, так и для книжной версии произведений Дж. Мартина «Игра Престолов». Методом сравнительного анализа устанавливается сходство валирийского и дотракийского языков с такими естественными языками как русский, арабский и испанский на фонетическом, фонологическом и грамматическом уровнях. Помимо прочего, анализируется уникальная морфологическая структура конлангов Д. Петерсона. На конкретных примерах рассматривается вопрос о значимости влияния популярной культуры в лице автора книг, актеров и фанатов на развитие артлангов, что позволяет выявить проблемные вопросы в области лингвоконструирования. В итоге, дается оценка роли конлангеров-любителей в современном конструировании языков и общая картина влияния массового потребителя на одну из более перспективных областей развития лингвистики.
Результаты исследования могут быть использованы начинающими конлангерами в процессе создания языков для вымышленных реальностей.
В приложении в виде таблиц приводятся фонетическая и морфологическая системы выбранных конлангов, а также разбор творчества фанатов на данных языках.
В первой части работы даются определения для терминов «язык» и «вымышленный язык», приводится ряд отличий между этими видами языков, а также несколько классификаций конлангов. Также поднимается вопрос, могут ли люди, не имеющие специализированных знаний, внести вклад в лингвистику, не превращая при этом лингвистическое конструирование в псевдонауку. В связи с этим рассматривается вопрос о требованиях к конлангерам, подразумевающих наличие у них определенных лингвистических знаний, что проиллюстрировано на примере используемых Д. Петерсоном лингвистических терминов и приемов. Во второй части проводится анализ вымышленных языков, созданных лингвистом Д. Петерсоном как для экранной, так и для книжной версии произведений Дж. Мартина «Игра Престолов». Методом сравнительного анализа устанавливается сходство валирийского и дотракийского языков с такими естественными языками как русский, арабский и испанский на фонетическом, фонологическом и грамматическом уровнях. Помимо прочего, анализируется уникальная морфологическая структура конлангов Д. Петерсона. На конкретных примерах рассматривается вопрос о значимости влияния популярной культуры в лице автора книг, актеров и фанатов на развитие артлангов, что позволяет выявить проблемные вопросы в области лингвоконструирования. В итоге, дается оценка роли конлангеров-любителей в современном конструировании языков и общая картина влияния массового потребителя на одну из более перспективных областей развития лингвистики.
Результаты исследования могут быть использованы начинающими конлангерами в процессе создания языков для вымышленных реальностей.
В приложении в виде таблиц приводятся фонетическая и морфологическая системы выбранных конлангов, а также разбор творчества фанатов на данных языках.