Русская поэма рубежа XVIII – XIX веков: эволюция жанра
Аннотация
Данная работа рассматривает вопросы эволюции жанра поэмы в русской литературе на рубеже XVIII–XIX веков на материале произведений: М. М. Хераскова «Россияда», «Владимир Возрожденный», «Царь, или Спасенный Новгород»; И. И. Завалишина «Героида», «Сувороида»; Н. М. Карамзина «Илья Муромец»; Н. А. Радищева «Альоша Попович» и «Чурила Пленкович». Основная часть исследования состоит из трёх глав: «Эпические поэмы М. М. Хераскова», «Военно-героическое наследие русской эпической поэмы в творчестве И. И. Завалишина», «Богатырская поэма: в поисках национального эпоса».
Мы выделяем несколько характерных элементов в развитии жанра поэмы на рубеже веков. Во-первых, эволюция образа главного героя в избранных произведениях показывает взаимодействие философско-эстетических систем классицизма, сентиментализма и предромантизма. М. М. Херасков, создавая образы своих героев, стремится к как можно более гармоничному объединению в них аксиологической составляющей разных литературно-эстетических систем, в том числе учитывая и опыт богатырской поэмы в своих поздних произведениях. И. И. Завалишин, напротив, учитывая и классицистическую, и сентименталистскую системы, создаёт два образа одного героя: внутри риторической поэтики и вне её. «Богатыри» Н. М. Карамзина и Н. А. Радищева проходят путь от отторжения традиционных ценностей эпической поэмы – к их частичному переосмыслению и включению в типаж персонажа. Далее, важнейшую роль в эволюции жанра поэмы на рубеже XVIII–XIX веков играет формирование образа автора в тексте поэм, а также творческое использование рамочного текста поэм как метатекста, наиболее показательное в «Героиде» и «Сувороиде». Эти элементы не только напрямую влияют на поэтику произведений, но и позволяют авторам отрефлексировать происходящие в литературе процессы. Наконец, мы отмечаем, что жанровая природа стихотворных повестей М. М. Хераскова «Царь, или Спасенный Новгород» и «Бахарияна» является наглядным показателем процессов жанрово-культурного синтеза в поэме рубежа XVIII–XIX веков в целом. Воспроизводя классический сюжет и образную систему эпической или богатырской поэмы, автор, тем не менее, осознаёт (и в некоторых случаях комментирует) взаимное трансформативное влияние литературно-эстетических систем. Часть этой рефлексии – само авторское обозначение жанра этих произведений.
Мы выделяем несколько характерных элементов в развитии жанра поэмы на рубеже веков. Во-первых, эволюция образа главного героя в избранных произведениях показывает взаимодействие философско-эстетических систем классицизма, сентиментализма и предромантизма. М. М. Херасков, создавая образы своих героев, стремится к как можно более гармоничному объединению в них аксиологической составляющей разных литературно-эстетических систем, в том числе учитывая и опыт богатырской поэмы в своих поздних произведениях. И. И. Завалишин, напротив, учитывая и классицистическую, и сентименталистскую системы, создаёт два образа одного героя: внутри риторической поэтики и вне её. «Богатыри» Н. М. Карамзина и Н. А. Радищева проходят путь от отторжения традиционных ценностей эпической поэмы – к их частичному переосмыслению и включению в типаж персонажа. Далее, важнейшую роль в эволюции жанра поэмы на рубеже XVIII–XIX веков играет формирование образа автора в тексте поэм, а также творческое использование рамочного текста поэм как метатекста, наиболее показательное в «Героиде» и «Сувороиде». Эти элементы не только напрямую влияют на поэтику произведений, но и позволяют авторам отрефлексировать происходящие в литературе процессы. Наконец, мы отмечаем, что жанровая природа стихотворных повестей М. М. Хераскова «Царь, или Спасенный Новгород» и «Бахарияна» является наглядным показателем процессов жанрово-культурного синтеза в поэме рубежа XVIII–XIX веков в целом. Воспроизводя классический сюжет и образную систему эпической или богатырской поэмы, автор, тем не менее, осознаёт (и в некоторых случаях комментирует) взаимное трансформативное влияние литературно-эстетических систем. Часть этой рефлексии – само авторское обозначение жанра этих произведений.