Проблемы литературной генеалогии в драме М. Ю. Лермонтова "Маскарад"

Пешехонова Ольга Сергеевна

Аннотация


ВКР представляет собой системно-комплексное осмысление творческой генеалогии драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Проблема литературной генеалогии в творчестве М. Ю. Лермонтова действительно заслуживает внимания исследователей, поскольку сам поэт, как известно, был прекрасно знаком не только с русской, но и с мировой литературой. По словам В. Г. Белинского, он знал наизусть Гете и Байрона, да еще и на языке оригинала – уже это позволяет выдвигать самые разные гипотезы о связях его творчества с произведениями других поэтов и писателей. Теоретическая проработка проблем литературной генеалогии с опорой на концепции Ю. Тынянова (теория конвергенции), А. Бема («литературное припоминание»), М. Бахтина (память жанра), В. Топорова («резонантное пространство»), С. Бочарова («кровеносная система культуры») и др., что стало предметом 1-й главы. Последующие 2-я и 3-я главы, соответственно, посвящены выявлению западноевропейских (У. Шекспир, Ф. Шиллер) и отечественных (А. Пушкин, А. Грибоедов) влияний на драму «Маскарад», в ходе которых более глубокому осмыслению подвергаются образы главного героя пьесы – Арбенина и многочисленных второстепенных персонажей, а также сюжетная ситуация отравления Нины и, во многом, эстетическая позиция самого автора. Отдельный интерес представляет параграф об автоцитации Лермонтова, в котором обнаруживаются «странные сближения» с поэмой «Демон», драмой «Странный человек» и романом «Герой нашего времени».