Средства выражения субъективной модальности в современных СМИ

Ямкина Мария Витальевна

Аннотация


Задача любого текста: публицистического, научного или художественного, заключается не только в интеллектуальном содержании. Ключевую роль играет способность текста воздействовать на адресата речи. Авторское воздействие несет в себе определенные цели и задачи, которые определяются его психологической позицией по отношению к излагаемому. Внутренняя, эмоционально-волевая установка особенно отражается в жанрах, предоставляющих автору возможность проявить свою позицию.
Беседа, как жанр аналитический, характеризуется сильным волеизъявлением автора и воздействием на адресата речи. На основе текстов современных СМИ попробуем выяснить, как именно происходит это воздействие и каковы его цели.
Актуальность темы:
Изучение субъективной модальности – это «ключ» к пониманию любого текста. Выделение видов тональности в публицистическом стиле способствует, во-первых, глубинному представлению об истинных эмоционально-волевых установках автора, а, во-вторых, появлению способности видеть и анализировать новые смыслы в тексте.
Объектом исследования является субъективная модальность в публицистическом стиле.
Предметом исследования являются способы экспликации субъективной модальности в современных СМИ.
Цель исследования – изучить способы экспликации субъективной модальности в жанре беседы на материале публицистических текстов.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить учебную и научную литературу, посвященную тексту, текстовым категориям, категориям тональности и оценочности и языковым способам их выражения;

2) выявить и описать средства и способы реализации субъективной модальности, характерные для публицистического текста жанра беседы;
3) на основе выделенных типов тональности и их взаимодействии, показать своеобразие жанра беседы на основе материалов современных СМИ;
Материалом исследования послужили текстовые записи авторская программа «Бесогон ТВ» (на основе книги Н.С. Михалкова «Бесогон. Россия между прошлым и будущим»). Для сопоставления привлечены материалы радиопрограммы «Невзоровские среды» с 2018 по 2019 гг.
Основной метод исследования: метод категориально-текстового анализа, заключающийся в описании текста через обнаружение в нем текстовых категорий.
Проведенный анализ показал, что жанр беседы (на материале современных СМИ) – жанр политональный. Беседная тональность – как базовая, ядерная тональность, формирует сам публицистический жанр. Выделенные индивидуально-авторские тональности демонстрируют лексическое многообразие автора, обладают отличительными признаками и индивидуальными средствами выражения, что позволяет осуществлять главную целеустановку любого публицистического жанра: «воздействовать, информируя» [Матвеева, 1990: 91].
В ходе анализа индивидуально-авторских тональностей текста программ «Невзоровские среды» и «Бесогон ТВ», можно сделать вывод об основных особенностях каждой передачи.
Авторская программа «Бесогон ТВ» носит официальный характер. В ее основе – использование литературного русского язык и наличие аксиологического компонента. Н.С. Михалков выражает свои субъективные установки, но делает это в контексте темы, в процессе нейтрального информирования или убеждения адресатов речи.
Радиопрограмма «Невзоровские среды» обладает сильным полем авторской тональности. Беседа носит неформальный характер. Но важно отметить, что неформальный характер здесь односторонен. Это связано с лидирующей позицией личности А.Г. Невзорова в программе: его индивидуальные тональности формируются именно за счет свободного выражения автора. Отличительная особенность передачи: постоянная провокация, вызванная демонстрацией отсутствия ценностных ориентиров, привычных для общества и рядом манипулятивных техник.
Таким образом, мы изучили способы экспликации субъективной модальности в жанре беседы на материалах современных СМИ. При анализе категории тональности мы постоянно сталкивались с двойственной функцией одних и тех же единиц, выражающих и тональность, и оценочность. В данной работе мы рассмотрели категорию тональности, а категорию оценочности оставляем в качестве перспективы для дальнейшего исследования, так как вопрос разграничения средств выражения оценочности и тональности остается открытым.