Функционирование метафоры во франкоязычном политическом дискурсе (на материале политических метафор, характеризующих образ России)
Аннотация
Работа посвящена построению метафорических моделей, использующихся во франкоязычном политическом дискурсе при создании образа России. Материалом исследования послужили статьи, а также видео – и радиоматериалы, размещенные в самых авторитетных франкоязычных СМИ за период 1999-2016 гг.
В первой части работы рассматривается общая теория метафоры, дается определение метафоры с риторической, семантической, лексикологической, когнитивной позиций, приводятся дефиниции важнейших терминов когнитивной лингвистики (концепт, концептосфера, концептуализация, категоризация, картина мира, фрейм, слот, X-область, Y-область), характеризуется фреймовая структура метафорической модели. Здесь же определяются особенности и функции собственно политической метафоры; устанавливаются субъекты политической коммуникации в институционально-медийном дискурсе и участники коммуникативного акта.
Во второй части работы приводятся и анализируются 4 метафорические модели. Определяются соответствующие сферы-источники метафорической экспансии: «Болезнь», «Игра / спорт», «Театр», «Мир животных», устанавливается, каким образом указанные сферы-источники влияют на сферу-мишень, обнаруживается концептуализация политической действительности в понятиях антропоморфной, социальной, природной концептосфер. Большое внимание уделяется изучению ценностного наполнения анализируемых метафорических моделей и их прагматического потенциала. Отдельному анализу подлежат концептуальные вектора и аксиологические компоненты использованных метафор, что приобретает особое значение в рамках данного исследования, поскольку политическая метафора сопряжена с формированием эмоциональных состояний реципиента. В работе также приводятся статистические данные использования соответствующих сфер-источников; прослеживается динамика изменения их частотности в сравнении с более ранним периодом (1999-2005 гг.).
В приложении приводятся в динамике данные частотности основных сфер-источников, используемых во франкоязычном институционально-медийном дискурсе для метафорической номинации образа России.
В первой части работы рассматривается общая теория метафоры, дается определение метафоры с риторической, семантической, лексикологической, когнитивной позиций, приводятся дефиниции важнейших терминов когнитивной лингвистики (концепт, концептосфера, концептуализация, категоризация, картина мира, фрейм, слот, X-область, Y-область), характеризуется фреймовая структура метафорической модели. Здесь же определяются особенности и функции собственно политической метафоры; устанавливаются субъекты политической коммуникации в институционально-медийном дискурсе и участники коммуникативного акта.
Во второй части работы приводятся и анализируются 4 метафорические модели. Определяются соответствующие сферы-источники метафорической экспансии: «Болезнь», «Игра / спорт», «Театр», «Мир животных», устанавливается, каким образом указанные сферы-источники влияют на сферу-мишень, обнаруживается концептуализация политической действительности в понятиях антропоморфной, социальной, природной концептосфер. Большое внимание уделяется изучению ценностного наполнения анализируемых метафорических моделей и их прагматического потенциала. Отдельному анализу подлежат концептуальные вектора и аксиологические компоненты использованных метафор, что приобретает особое значение в рамках данного исследования, поскольку политическая метафора сопряжена с формированием эмоциональных состояний реципиента. В работе также приводятся статистические данные использования соответствующих сфер-источников; прослеживается динамика изменения их частотности в сравнении с более ранним периодом (1999-2005 гг.).
В приложении приводятся в динамике данные частотности основных сфер-источников, используемых во франкоязычном институционально-медийном дискурсе для метафорической номинации образа России.