Гендерные лингвокультурные типажи в пьесах А.П. Чехова

Степанова Анастасия Дмитриевна

Аннотация


В выпускной квалификационной работе исследуются гендерные лингвокультурные типажи в пьесах А. П. Чехова «Чайка» (1896), «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1903). Предмет исследования – речевые партии героинь. Минимальная единица анализа – Я-реплика, а также реплика со стороны. Особо выделяются оценочные реплики, позволяющие выявить их аксиологическое содержание. Актуальность исследования определяется необходимостью осмысления технологий речевого портретирования, использованных классиком мировой драматургии. Особое внимание в процессе анализа уделяется ценностным смыслам, которые передаются в монологе, отдельной реплике, двуреплике. Систематизируются таксономические и характеризующие предикаты в границах указательного контекста, способствующего объективной интерпретации смысла стилистически, а также аксиологически отмеченной реплики и двуреплики. Учитывается, что реплика героини может быть инициальной или же представлять собой реакцию на другую инициальную реплику. Монолог рассматривается как развернутая Я-реплика. Специально интерпретируются речевые партии героинь в пьесах «Чайка», «Вишневый сад». Собственно лингвистический анализ маркированных речевых средств проводится в контексте времени написания произведения и с учётом возможности их восприятия современным читателем и зрителем. Представлена лингвоаксиологическая интерпретация типажа как «характера», типажа как «диагноза», типажа как «самодиагноза». Предпринят опыт анализа уходящего и формирующегося лингвокультурных типажей.