Творческая индивидуальность Александра Вавилова

Носкова Анна Юрьевна

Аннотация


В работе предпринимается попытка исследования творческой индивидуальности современного екатеринбургского поэта Александра Вавилова. Рассматривается его стиль творческого поведения, образ мира, складывающийся в его поэзии и особенности поэтики (на примере книги «Итальянский ноктюрн»). Анализ стиля творческого поведения был основан на материалах интервью, публичной странице «ВКонтакте», документальном фильме «На дне города», книге «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа», а также на книгах и видеопоэзии А. Вавилова. В работе обозначены основные черты поведенческой стратегии поэта, сделан вывод, что ему присущ игровой стиль творческого поведения. Образ мира, складывающийся в поэзии А. Вавилова, обозначен как «кромешный», он характеризуется абсурдностью, недействительностью и спутанностью знаковой системы. Рассмотрены основные черты лирического героя: его маргинальное положение, идентификация себя как человека, живущего в посткультурном пространстве, ненависть ко всему повседневному, склонность к различным видам эскапизма (от путешествий и воспоминаний до алкоголя и наркотиков). Определены несколько способов преодоления «кромешного» состояния мира. Во-первых, это обращение к «природному», биологическому основанию жизни. Во-вторых, герой возвращается к миру детства, в частности, к образу матери, который является для него источником света. В-третьих, это особое ощущение «музыки жизни», которое, однако, оказывается несколько противоречивым в поэтическом мире А. Вавилова. И, в-четвертых, это лейтмотивный образ поэзии, гармонизация мира мелодией стиха. Книга «Итальянский ноктюрн» анализируется с точки зрения особенностей её архитектонической основы, обеспечивающей целостность, поскольку А. Вавилов мыслит книгой стихов как особым жанровым образованием. В результате сделан вывод, что в основе книги лежит гротескный принцип отражения действительности.

In this paper we explore the creative individuality of the modern Yekaterinburg poet Alexander Vavilov. We consider his style of creative behavior, the image of the world, emerging in his poetry and features of poetics (for example, the book «Italian Nocturne»). The analysis of the style of creative behavior was based on interview materials, the public page on VKontakte, the documentary film «At the bottom of the city», and the book «Encyclopedia. Ural Poetry School», as well as on books and video poetry of A. Vavilov. The paper outlines the main features of the poet’s behavioral strategy, and concludes that he has a playful style of creative behavior. The image of the world, emerging in the poetry of A. Vavilov, is designated as «utter», it is characterized by absurdity, invalidity and confusion of the sign system. The main features of the lyrical hero are considered: his marginal position, identification of himself as a person living in the post-cultural space, hatred of the everyday, tendency to different types of escapism (from travel and memories to alcohol and drugs). There are several ways to overcome the «pitch» state of the world. First, it is an appeal to the «natural», biological basis of life. Secondly, the hero returns to the world of childhood, in particular, to the image of the mother, who is his source of light. Thirdly, this is a special feeling of «music of life», which, however, turns out to be somewhat contradictory in A. Vavilov’s poetic world. And fourthly, it is a leitmotiv image of poetry, harmonization of the world with the melody of verse. The book «Italian Nocturne» is analyzed from the point of view of the features of its architectonic basis, which ensures integrity, since A. Vavilov thinks the book of poems as a special genre formation. As a result, it was concluded that the book is based on the grotesque principle of reflecting reality.