Тексты популярных песен советских и российских композиторов: лингвоаксиологическая интерпретация
Аннотация
Работа посвящена проблеме трансформации системы ценностей общества на примере текстов песен массовой культуры, а также изучению вопроса гендерных отношений.
Материал исследования составили 50 текстов советских песен, прозвучавших в цикле новогодних музыкальных телефильмов Первого канала российского телевидения под названием «Старые песни о главном», и 50 текстов современных популярных песен, исполненных на церемонии вручения премии «Золотой Граммофон» в 2013 и 2014 гг.
В первой части работы рассматриваются общие вопросы лингвоаксиологии и гендерной лингвистики; вводятся понятия термина ценности, оценки и гендера. Особое внимание уделяется методу лингвоаксиологической интерпретации: раскрываются имплицитные способы выражения оценки и эксплицитные. В качестве способа лингвоаксиологического анализа вводится также метод реконструкции культурного сценария.
Во второй части работы проводится собственно лингвоаксиологическая интерпретация песен. При анализе текстов песен советских лет изучались эксплицитные и имплицитные способы выражения ценностного отношения. В результате были выявлены ценностные установки, свойственные мужчинам и установки, свойственные женщинам. Интерпретация современных песен проводилась при помощи реконструкции культурного сценария. Представленный метод требует выявления трех его составляющих: субъектов, хронотопа, событийно-фактологической канвы. Каждый текст песни при изучении данных компонентов представлял определенный культурный сценарий, выражающий ценностные установки. При сравнении гендерных позиций советских и современных популярных песен была обозначена смена ценностных установок. Отмечается также присвоение женщинами маскулинных моделей поведений и наоборот. Анализ каждого тематического раздела песен сопровождается небольшими выводами, позволяющими обобщить большое количество проанализированного материала.
В приложении приводится корпус всех текстов песен, использованных при лингвоаксиологической интерпретации.
Материал исследования составили 50 текстов советских песен, прозвучавших в цикле новогодних музыкальных телефильмов Первого канала российского телевидения под названием «Старые песни о главном», и 50 текстов современных популярных песен, исполненных на церемонии вручения премии «Золотой Граммофон» в 2013 и 2014 гг.
В первой части работы рассматриваются общие вопросы лингвоаксиологии и гендерной лингвистики; вводятся понятия термина ценности, оценки и гендера. Особое внимание уделяется методу лингвоаксиологической интерпретации: раскрываются имплицитные способы выражения оценки и эксплицитные. В качестве способа лингвоаксиологического анализа вводится также метод реконструкции культурного сценария.
Во второй части работы проводится собственно лингвоаксиологическая интерпретация песен. При анализе текстов песен советских лет изучались эксплицитные и имплицитные способы выражения ценностного отношения. В результате были выявлены ценностные установки, свойственные мужчинам и установки, свойственные женщинам. Интерпретация современных песен проводилась при помощи реконструкции культурного сценария. Представленный метод требует выявления трех его составляющих: субъектов, хронотопа, событийно-фактологической канвы. Каждый текст песни при изучении данных компонентов представлял определенный культурный сценарий, выражающий ценностные установки. При сравнении гендерных позиций советских и современных популярных песен была обозначена смена ценностных установок. Отмечается также присвоение женщинами маскулинных моделей поведений и наоборот. Анализ каждого тематического раздела песен сопровождается небольшими выводами, позволяющими обобщить большое количество проанализированного материала.
В приложении приводится корпус всех текстов песен, использованных при лингвоаксиологической интерпретации.