Речевой портрет «обычного человека» в рекламном тексте нач. ХХ и нач. ХХI вв.

Орлова Алена Олеговна

Аннотация


Работа посвящена исследованию речевого портрета «обычного человека» – рекламного персонажа, подобного по своему поведению, образу мыслей и речевым особенностям человеку из числа целевой аудитории рекламного сообщения и призванного вызвать у потребителя четкую ассоциацию себя с данным персонажем. Материалом для исследовательской работы послужили 200 рекламных текстов о фармацевтической продукции, извлеченных из печатных изданий и сети Интернет.
Первая часть работы посвящена общим вопросам рекламной коммуникации: рассматриваются особенности рекламного сообщения и его структура, исследуются способы речевого воздействия в рекламе, выделяются основные функции рекламного персонажа. В этой же главе изучается феномен жанра рекламного текста «письмо в газету» и отмечаются некоторые особенности письменной разговорной речи.
Во второй части работы анализируются речевые характеристики персонажей, фигурирующих в рекламных текстах двух веков. Основываясь на тех характеристиках (пол, возраст, профессия, отношение к болезни и т.д.), которые в первую очередь актуализируются персонажем в его «письме», были выделены несколько групп типичных рекламных персонажей как для начала XX века («Врач», «Дама», «Офицер», «Рабочий», «Старик», «Больной человек»), так и на сегодняшний день («Настоящий мужчина», «Красотка», «Трудоголик», «Пенсионер», «Заботливый родственник). При составлении речевого портрета «обычного человека» особое внимание уделялось выявлению на морфологическом, синтаксическом и лексическом уровнях элементов разговорного стиля.
Завершающий этап работы – сопоставление рекламных текстов, созданных в начале XX и начале XXI веков, и рекламных персонажей, представляющих собой собирательных образ «обычного человека» определённой эпохи.
В приложении приводятся примеры проанализированных рекламных текстов из различных источников.