«Мудрая жена» в памятниках литературы Древней Руси: истоки образности и модели поведения
Аннотация
Работа посвящена изучению проявления женской мудрости в различных произведениях древнерусской литературы через подробный анализ образов героинь, сопоставление их друг с другом, разбор сюжетно-образной структуры произведений, выделение маркеров мудрости и форм ее выражения в текстах. В выпускной работе мы анализировали ряд произведений древнерусской литературы, а именно «Житие святой равноапостольной княгини Ольги», «Повесть временных лет», «Повесть о житии Петра и Февронии» Ермолая-Еразма, «Повесть о Тверском Отроче монастыре», библейские книги «Руфь» и «Есфирь».
В первой главе мы рассматриваем «мудрую жену» в устном народном творчестве: мифологические истоки и жанровое многообразие образов. Мы приходим к выводу, что в былинах мудрость героини предстает перед нами как проявление жизненного опыта, как потусторонняя сила, наделяющая героиню беспредельными возможностями. В сказках же мудрость прямо соотносит героиню с иным миром, с миром предков, так как она является либо порождением этого мира, или наделена умением оборотничества, или герой добывает ее из этого мира. Во второй главе анализируются Библейские образы «мудрых жен»: мы понимаем, что библейские рассказы о мудрых женах восходят к ближневосточному нарративу еврейского народа. Именно там мы видим иное восприятие женщины, которое проявляется в том, что мудрость предстает как спасение через страдание своего народа. Третья глава посвящена «мудрым женам» в русской литературе Древней Руси. В этой главе мы видим, что повести древнерусской литературы вбирают в себя и фольклорные истоки и библейские, что является проявлением принципа синкретизма. В заключении мы приходим к следующему выводу: женская мудрость – это совокупность различных типов мудрости, которые женщина может приобрести, если при рождении она была одарена высшим даром Бога – святой мудростью.
В работе предложена классификация типов женской мудрости и вещей, которые окружают «мудрых жен».
В первой главе мы рассматриваем «мудрую жену» в устном народном творчестве: мифологические истоки и жанровое многообразие образов. Мы приходим к выводу, что в былинах мудрость героини предстает перед нами как проявление жизненного опыта, как потусторонняя сила, наделяющая героиню беспредельными возможностями. В сказках же мудрость прямо соотносит героиню с иным миром, с миром предков, так как она является либо порождением этого мира, или наделена умением оборотничества, или герой добывает ее из этого мира. Во второй главе анализируются Библейские образы «мудрых жен»: мы понимаем, что библейские рассказы о мудрых женах восходят к ближневосточному нарративу еврейского народа. Именно там мы видим иное восприятие женщины, которое проявляется в том, что мудрость предстает как спасение через страдание своего народа. Третья глава посвящена «мудрым женам» в русской литературе Древней Руси. В этой главе мы видим, что повести древнерусской литературы вбирают в себя и фольклорные истоки и библейские, что является проявлением принципа синкретизма. В заключении мы приходим к следующему выводу: женская мудрость – это совокупность различных типов мудрости, которые женщина может приобрести, если при рождении она была одарена высшим даром Бога – святой мудростью.
В работе предложена классификация типов женской мудрости и вещей, которые окружают «мудрых жен».