«УРАЛЬСКОЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ» (на материале фильмов студии «А-фильм» и кинокомпании «СНЕГА»)
Аннотация
Объект ВКР – Екатеринбургское (уральское) документальное кино в процессе его развития.
Цель работы – изучить феномен документального кино, создаваемого в Екатеринбурге.
Методы исследования: Анализ, синтез, наблюдение и интервьюирование – уральское документальное кино проанализировано на основе изучения научной литературы, просмотра документальных фильмов и проведения интервью с режиссерами.
Результатом работы стала характеристика уральского документального кино, осуществленная на основании полученной информации из научной литературы, непосредственно документальных фильмов («Чемпионки», «За нашу победу», «Испанская кровь», «Озера России. Светлояр») и интервью с режиссерами-документалистами М. Чувайловой и А. Титовым. В ходе научного исследования подтвердилась гипотеза о том, что творчество указанных режиссеров относится к разряду авторского кино. Их работы отличает оригинальный стиль повествования, применение собственных форматов, оригинальной техники съемки: документальный подход к отражению жизненных ситуаций и изложению историй (следование за естественным поведением героев, выходящим за рамки сценария), взаимодействие автора фильма с героями, использование прямой (линейной) нарративной конструкции – на этапе съемки и монтажа и использование широкоугольного кадра (на всех этапах), диегитический звук и т.д. Действительно, М. Чувайлова и А. Титов при создании фильма концентрируются на бытовых проблемах, прошлом человека, влиянии социальных событий на жизнь людей («За нашу победу» – влияние Великой Отечественной на войны мировосприятие современного человека, «Испанская кровь» – история эвакуации испанских детей в СССР в годы гражданской войны в Испании и их дальнейшая судьба. Достоинством уральской кинодокументалистики является исследование проблем реальной жизни. В картинах екатеринбургских режиссеров-документалистов отражена история, культура, традиции, фольклор и т.д. Ярким примером служит фильм А. Титова «Озера России. Светлояр», где показано своеобразие жизни людей уральской провинции (отражение «первоначальной русской культуры»): старинная одежда: сарафаны, косоворотки, предметы: гусли, ритуалы. Элементы игровых фильмов или анимации при работе над документальными кинокартинами уральскими режиссерами-документалистами не используются, исключение составляют постановочные кадры, которые иногда применяет при съемке фильма А. Титов для создания эстетического эффекта.
Область применения полученных результатов – сферы киноиндустрии, режиссуры, создания авторских документальных картин.
Значимость работы заключается в изучении и накоплении нового научного материла об уральском документальном кино и использовании, и описании нового эмпирического материала.
Цель работы – изучить феномен документального кино, создаваемого в Екатеринбурге.
Методы исследования: Анализ, синтез, наблюдение и интервьюирование – уральское документальное кино проанализировано на основе изучения научной литературы, просмотра документальных фильмов и проведения интервью с режиссерами.
Результатом работы стала характеристика уральского документального кино, осуществленная на основании полученной информации из научной литературы, непосредственно документальных фильмов («Чемпионки», «За нашу победу», «Испанская кровь», «Озера России. Светлояр») и интервью с режиссерами-документалистами М. Чувайловой и А. Титовым. В ходе научного исследования подтвердилась гипотеза о том, что творчество указанных режиссеров относится к разряду авторского кино. Их работы отличает оригинальный стиль повествования, применение собственных форматов, оригинальной техники съемки: документальный подход к отражению жизненных ситуаций и изложению историй (следование за естественным поведением героев, выходящим за рамки сценария), взаимодействие автора фильма с героями, использование прямой (линейной) нарративной конструкции – на этапе съемки и монтажа и использование широкоугольного кадра (на всех этапах), диегитический звук и т.д. Действительно, М. Чувайлова и А. Титов при создании фильма концентрируются на бытовых проблемах, прошлом человека, влиянии социальных событий на жизнь людей («За нашу победу» – влияние Великой Отечественной на войны мировосприятие современного человека, «Испанская кровь» – история эвакуации испанских детей в СССР в годы гражданской войны в Испании и их дальнейшая судьба. Достоинством уральской кинодокументалистики является исследование проблем реальной жизни. В картинах екатеринбургских режиссеров-документалистов отражена история, культура, традиции, фольклор и т.д. Ярким примером служит фильм А. Титова «Озера России. Светлояр», где показано своеобразие жизни людей уральской провинции (отражение «первоначальной русской культуры»): старинная одежда: сарафаны, косоворотки, предметы: гусли, ритуалы. Элементы игровых фильмов или анимации при работе над документальными кинокартинами уральскими режиссерами-документалистами не используются, исключение составляют постановочные кадры, которые иногда применяет при съемке фильма А. Титов для создания эстетического эффекта.
Область применения полученных результатов – сферы киноиндустрии, режиссуры, создания авторских документальных картин.
Значимость работы заключается в изучении и накоплении нового научного материла об уральском документальном кино и использовании, и описании нового эмпирического материала.