Персонажи в новостных сюжетах на региональном телевидении: дискурсивные практики конструирования
Аннотация
Тема моей выпускной квалификационной работы: «Персонажи в
новостных сюжетах регионального телевидения: типология и практики конструирования».
С появлением Интернета телевидение перестало быть самым оперативным источником информации. Теперь, чтобы завладеть вниманием аудитории, нужно делать ставку на качество и персонификацию контента. Именно поэтому наша работа актуальна: наличие персонажа и его истории «очеловечивает» любой информационный повод.
Цель нашей работы – проанализировать практики конструирования
персонажа в новостных сюжетах. Для её достижения мы поставили
следующие задачи:
1. Дать определения понятий «персонаж» и «герой», сопоставить их;
2. Описать методику анализа конструирования персонажа;
3. Обобщить типичные журналистские практики конструирования персонажа в СМИ;
4. Проанализировать практики отбора, номинации и описания персонажей в новостных сюжетах на региональном телевидении, в том числе определить, какие нарративные роли персонажей используются.
Источником эмпирического материала для исследования послужили
новостные материалы (заметки, репортажи, зарисовки и др.) программы «Вестник», выходящей на «Златоустовском телевидении». Мы проанализировали материалы, которые выходили в эфир в летние месяцы 2015, 2016 и 2017 годов. Нами было просмотрено почти 2 тысячи сюжетов. Выбор именно таких периодов для анализа обусловлен тем, что в это время я проходила практику в данном СМИ, и в число анализируемых материалов входят мои работы.
Объект нашего исследования – персонажи новостных сюжетов на
«Златоустовском телевидении» в программе «Вестник», а предмет –
практики конструирования персонажа в этих материалах.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена
обобщению трудов известных лингвистов, социологов и философов о
персонаже текстов (в том числе медийных), о дискурсивных практиках отбора, номинации и описания персонажей журналистских текстов.
Во второй главе нашей работы в первом параграфе мы анализируем
практики отбора персонажей на Златоустовском телевидении в новостной программе «Вестник». Во втором параграфе мы рассматриваем социологические труды по делению общества на группы и классифицируем персонажей по социальным группам. По ходу также анализируются практики номинации и описания персонажей для каждой группы. Последний параграф нашей работы посвящен анализу нарративных ролей персонажей журналистских текстов. В качестве теоретической базы для нашего исследования мы использовали работы: Э.В. Чепкиной «Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды», О. Ф. Автохутдиновой «“Другой” как персонаж в СМИ : дискурсивные практики конструирования», В. Я. Проппа «Морфология волшебной сказки» и др.
Практическая значимость нашей работы заключается в возможности
применения ее материалов и выводов в ходе дальнейших исследований журналистских текстов. Представленный анализ персонажей может помочь студентам факультета журналистики и практикующим журналистам увидеть закономерность появления того или иного персонажа в СМИ, способы его включения в текст, номинации, которые используются для его описания, и его сюжетные роли. И использовать эти практики для конструирования образа персонажа в своих текстах, при этом понимая всю ответственность
(этическую, моральную), которая с этим на них ложится.
новостных сюжетах регионального телевидения: типология и практики конструирования».
С появлением Интернета телевидение перестало быть самым оперативным источником информации. Теперь, чтобы завладеть вниманием аудитории, нужно делать ставку на качество и персонификацию контента. Именно поэтому наша работа актуальна: наличие персонажа и его истории «очеловечивает» любой информационный повод.
Цель нашей работы – проанализировать практики конструирования
персонажа в новостных сюжетах. Для её достижения мы поставили
следующие задачи:
1. Дать определения понятий «персонаж» и «герой», сопоставить их;
2. Описать методику анализа конструирования персонажа;
3. Обобщить типичные журналистские практики конструирования персонажа в СМИ;
4. Проанализировать практики отбора, номинации и описания персонажей в новостных сюжетах на региональном телевидении, в том числе определить, какие нарративные роли персонажей используются.
Источником эмпирического материала для исследования послужили
новостные материалы (заметки, репортажи, зарисовки и др.) программы «Вестник», выходящей на «Златоустовском телевидении». Мы проанализировали материалы, которые выходили в эфир в летние месяцы 2015, 2016 и 2017 годов. Нами было просмотрено почти 2 тысячи сюжетов. Выбор именно таких периодов для анализа обусловлен тем, что в это время я проходила практику в данном СМИ, и в число анализируемых материалов входят мои работы.
Объект нашего исследования – персонажи новостных сюжетов на
«Златоустовском телевидении» в программе «Вестник», а предмет –
практики конструирования персонажа в этих материалах.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена
обобщению трудов известных лингвистов, социологов и философов о
персонаже текстов (в том числе медийных), о дискурсивных практиках отбора, номинации и описания персонажей журналистских текстов.
Во второй главе нашей работы в первом параграфе мы анализируем
практики отбора персонажей на Златоустовском телевидении в новостной программе «Вестник». Во втором параграфе мы рассматриваем социологические труды по делению общества на группы и классифицируем персонажей по социальным группам. По ходу также анализируются практики номинации и описания персонажей для каждой группы. Последний параграф нашей работы посвящен анализу нарративных ролей персонажей журналистских текстов. В качестве теоретической базы для нашего исследования мы использовали работы: Э.В. Чепкиной «Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды», О. Ф. Автохутдиновой «“Другой” как персонаж в СМИ : дискурсивные практики конструирования», В. Я. Проппа «Морфология волшебной сказки» и др.
Практическая значимость нашей работы заключается в возможности
применения ее материалов и выводов в ходе дальнейших исследований журналистских текстов. Представленный анализ персонажей может помочь студентам факультета журналистики и практикующим журналистам увидеть закономерность появления того или иного персонажа в СМИ, способы его включения в текст, номинации, которые используются для его описания, и его сюжетные роли. И использовать эти практики для конструирования образа персонажа в своих текстах, при этом понимая всю ответственность
(этическую, моральную), которая с этим на них ложится.