Ориентации различных групп городского населения на уличное искусство: социологический анализ
Аннотация
Цель работы заключается в выявлении ориентаций разных групп городского населения на уличное искусство. Актуальность исследования обусловлена экспансивным развитием феномена стрит-арта в крупных мировых культурных центрах, среди которых Екатеринбург занимает важное место, поскольку считается "столицей российского стрит-арта", креативным пространством с множеством как злободневных, так и чисто декоративных арт-объектов, уникальными уличными художниками и 5 стрит-арт фестивалями. Был проведен онлайн-опрос населения Екатеринбурга (N=1604), 8 экспертных интервью. Был выявлен средний уровень информированности населения и включенности в разные социальные практики, связанные со стрит-артом (целенаправленное посещение произведений, съемка фотографий и видео произведений, обозначение объектов в качестве ориентира в городском пространстве и посещение экскурсий по стрит-арт объектам), но и отмечается рост заинтересованности жителей в феномене в целом. Кроме того, отмечается, что для населения характерна "усталость" от граффити (и в частности тэгов), ассоциирующихся скорее с вандализмом, чем с искусством. В целом жители преимущественно видят в стрит-арте средство эстетизации пространства и в меньшей степени – злободневные попытки художника высказаться, транслировать протест. Для обычного населения основная функция стрит-арта – декоративная. Напротив, эксперты более высоко оценивает содержательную сторону стрит-арта, трансляцию объектами общественно значимых, актуальных проблем современности.