Мотивация молодёжного предпринимательства в условиях современного мегаполиса
Аннотация
Автором рассматриваются различные подходы к изучению предпринимательства (экономический, социологический, структурный, психологический), классифицируются типы мотивов предпринимателя (по источнику мотивации, характеру целеполагания, степени ценности труда, направленности деятельности, характеру ценностной ориентации и мотивации). Доказывается высокий уровень потенциала молодёжного предпринимательства в мегаполисе, предопределяемый как характерными чертами молодежи (высокий уровень мобильности и социальной активности, желание профессионального развития, карьерного роста, готовность к риску), так и особенностями социально-экономической среды мегаполиса (благоприятный инвестиционный климат, внедрение инноваций, развитая инфраструктура, большая численность населения и, соответственно, широкие возможности для рынков сбыта товаров и услуг).
Эмпирическое исследование было проведено в мегаполисе Челябинск с использованием статистических данных, методов глубинного интервью и количественного опроса предпринимателей. На основе анализа статистических данных делается вывод о том, с 2018 г. и по настоящее время наблюдается негативная тенденция – снижение количества субъектов малого и среднего бизнеса. Результаты глубинных интервью показали, что предпринимателям свойственны характерные черты, позволяющие работать в условиях данной тенденции (позитивное мышление, стремление решать сложные задачи, интерес к социо-политическому контексту). Результаты количественного опроса предпринимателей показали доминирование «материальной» мотивации: подавляющее большинство опрошенных предпринимателей стремится с помощью бизнеса улучшить уровень жизни. Однако даже при условии сохранения дохода предприниматели не готовы перейти на наёмную работу, поскольку важными мотивами предпринимательской деятельности являются реализация творческого потенциала и ощущение независимости. Устойчивость предпринимательской ориентации подтверждают положительное отношение в целом к молодежному предпринимательству, желание видеть своих детей в качестве предпринимателей и «продолжателей» собственного бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательство, молодежь, молодёжное предпринимательство, мотивация, мегаполис
Эмпирическое исследование было проведено в мегаполисе Челябинск с использованием статистических данных, методов глубинного интервью и количественного опроса предпринимателей. На основе анализа статистических данных делается вывод о том, с 2018 г. и по настоящее время наблюдается негативная тенденция – снижение количества субъектов малого и среднего бизнеса. Результаты глубинных интервью показали, что предпринимателям свойственны характерные черты, позволяющие работать в условиях данной тенденции (позитивное мышление, стремление решать сложные задачи, интерес к социо-политическому контексту). Результаты количественного опроса предпринимателей показали доминирование «материальной» мотивации: подавляющее большинство опрошенных предпринимателей стремится с помощью бизнеса улучшить уровень жизни. Однако даже при условии сохранения дохода предприниматели не готовы перейти на наёмную работу, поскольку важными мотивами предпринимательской деятельности являются реализация творческого потенциала и ощущение независимости. Устойчивость предпринимательской ориентации подтверждают положительное отношение в целом к молодежному предпринимательству, желание видеть своих детей в качестве предпринимателей и «продолжателей» собственного бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательство, молодежь, молодёжное предпринимательство, мотивация, мегаполис