Группы поддержки как метод социальной работы с дезадаптированными подростками (региональные практики)

Павлюк Анастасия Дмитриевна

Аннотация


Выпускная квалификационная работа представляет собой исследование роли групп поддержки в рамках социальной работы с дезадаптированными подростками на региональном уровнем. Теоретической базой исследования являются экологическая системная теория У.Бронфенбреннера, теория развития личности Э.Эриксона, теория социальной работы в контексте системного подхода Л.Берталанфи, теория социальной поддержки Джеймса С. Хауза, теория риска и защиты У.Бека и теория эмпауэрмента М. Циммермана. Теоретические вопросы исследования охватывают широкий спектр аспектов, включая мотивацию организаторов и подростков для участия в группах поддержки, опыт организации и управления такими группами, правовые аспекты регулирования и финансирования таких инициатив. Эмпирические задачи исследования включали в себя анализ мотивации организаторов, оценку опыта организации и управления группами поддержки, а также оценку результативности и влияния таких групп на подростков в ситуации дезадаптации.
Исследование основывается на анализе региональных (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Нижний Новгород, г. Краснодар, г. Омск, г. Новосибирск) практик организации и проведения групп поддержки для дезадаптированных подростков и интервьюировании специалистов, работающих в данном формате группового метода. Целью исследования является выявление результативности групповой поддержки в процессе адаптации дезадаптированных подростков, а также определение основных проблем и вызовов, с которыми сталкиваются специалисты в данном процессе.
В процессе исследования были выявлены ключевые факторы успешной работы групп поддержки, а также проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются специалисты в данной области. Автор делает вывод о значимости и результативности групп поддержки в работе с дезадаптированными подростками на региональном уровне. Участие в таких группах способствует повышению адаптации и социальной интеграции подростков, причем групповая динамика играет ключевую роль в этом процессе. Результаты данного исследования предоставят ценную информацию для социальных работников и организаций, занимающихся поддержкой дезадаптированных подростков, и способствуют более эффективной реализации программ поддержки в региональном контексте.

Ключевые слова: группа поддержки, групповой метод работы, группа самопомощи, группа взаимопомощи, дезадаптированные подростки, социальная работа, групповая динамика.