Неформальное онлайн-образование как фактор формирования универсальных и профессиональных компетенций студенческой молодёжи

Овчинникова Юлия Дмитриевна

Аннотация


В работе рассматривается неформальное образование c точки зрения институционального и компетентностного подходов. Автор дает определение неформальному образованию, выделяет его особенности и функции, показывает взаимосвязи с другими социальными институтами. Делается вывод о том, что неформальное образование в России находится на начальном этапе институционализации. Главное внимание уделяется неформальному онлайн-обучению как виду неформального образования, раскрываются его преимущества и недостатки, анализируются возможности формирования в процессе онлайн-обучения универсальных и профессиональных компетенций. На основе результатов эмпирического исследования, проведенного с использованием методов онлайн-опроса и экспертного интервью, выявлена ориентация студентов Екатеринбурга на получение неформального образования в форме онлайн-курсов от университетов и образовательно-просветительских проектов. По оценкам студентов неформальное онлайн-образование в большей степени формирует универсальные компетенции, по оценкам экспертов – универсальные и профессиональные компетенции формируются одинаково успешно, обеспечивая дополнительные преимущества студентов на рынке труда. По итогам проведенного исследования предлагаются рекомендации по усовершенствованию онлайн-курсов.

Ключевые слова: неформальное образование, онлайн-образование, неформальное онлайн-образование, универсальные компетенции, профессиональные компетенции, студенты