Социальный капитал в пространстве виртуальных социальных сетей

Гребенкина Анна Анатольевна

Аннотация


Актуальность исследования обусловлена противоречивостью и малой изученностью концепта «социальный капитал»: в прикладных исследованиях «социального капитала» отмечаются трудности операционализации понятия и отсутствие универсальных показателей/метрик. В условиях ограничений традиционных («офлайновых») коммуникаций актуальность приобретает изучение данного понятия в виртуальном пространстве.
В теоретической части работы представлены классические подходы к определению понятия «социальный капитал», выделено два основных подхода – ресурсный и сетевой, два вида капитала – «открытый» и «закрытый», представлены критические замечания со стороны научного сообщества. Автором была предложена адаптированная под виртуальное пространство модель социального капитала Р. Патнэма.
В эмпирической главе рассмотрен виртуальный социальный капитал пользователей соцсети Instagram. Выявлены корреляции между активностью в сети, временем проводимом в Instagram и видом капитала, которым обладает пользователь. Установлен радиус связей пользователей и широта радиуса доверия – у большинства пользователей эти радиусы неширокие и ограничены кругом близких друзей и родственников. Были определены варианты конвертации виртуального капитала в иные материальные и нематериальные выгоды, однако у большинства пользователей конвертация отсутствует.
По результатам исследования было установлено, что виртуальный социальный капитал может дополнить другие виды капиталов, поскольку обладает их характеристиками – накапливаемостью, ограниченностью и возможностью конвертации.