Регулирование рынка труда молодых специалистов с высшим образованием с учетом экономических и поведенческих факторов
Аннотация
Особенности функционирования и развития рынка труда молодых специалистов с высшим образованием формируются за счет влияния на рынок труда систем региональной экономики, высшего образования и поведения выпускников университетов. При этом рассинхронизация направленности интересов указанных сторон приводит к ситуации дисбаланса между потребностями рынка труда и выпуском университетов, что определяет актуальность исследования проблем взаимодействия систем высшего образования и рынка труда и формирования мер по его регулированию.
Объектом исследования является рынок труда молодых специалистов с высшим образованием субъектов Российской Федерации во взаимосвязи с системой высшего образования.
Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений по поводу выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий со стороны абитуриентов, а также относительно перехода выпускников университетов от обучения к трудовой деятельности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании особенностей формирования рынка молодых специалистов с высшим образованием, разработке модельно-методического аппарата оценки экономической предпочтительности образовательных траекторий с учетом поведенческих и экономических факторов выбора абитуриентами, формировании комплекса мер по регулированию рынка труда органами власти и совершенствовании приемных кампаний университетов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить понятийный аппарат исследования рынка труда молодых специалистов с высшим образованием на основе учета факторов его формирования и взаимодействия с системой высшего образования как основного поставщика высококвалифицированных кадров для функционирования региональной экономики.
2. Разработать классификатор факторов, определяющих выбор абитуриентами образовательной траектории. Разработать схему взаимного влияния субъектов и косвенных участников функционирования рынка труда молодых специалистов с высшим образованием. Концептуально обосновать модель принятия решения абитуриентами о будущем образовании с учетом выбора университета обучения и выбора направления подготовки.
3. Разработать модельно-методический аппарат для проведения оценки степени экономической предпочтительности образовательных траекторий, выбранных абитуриентами, в зависимости от спроса на рынке труда. Предложить методический подход к оценке состояния рынка труда молодых специалистов с высшим образованием на основе набора факторов, определяющих выбор абитуриентами образовательной траектории.
4. Систематизировать факторы формирования рынка труда молодых специалистов с высшим образованием на основании сочетания теоретических положений традиционной экономической науки и поведенческой экономики.
5. Разработать комплекс факторов, определяющих эффективность трудоустройства выпускников университетов. Предложить комплекс мер по регулированию рынка труда молодых специалистов с высшим образованием для целей функционирования университетов и региональных органов государственной власти.
Научная новизна заключается в формировании авторского теоретико-методологического подхода к определению специфики формирования рынка труда молодых специалистов с высшим образованием, основанного на сочетании положений традиционной и поведенческой экономик, разработке модельного аппарата для оценки экономической предпочтительности образовательных траекторий абитуриентов с учетом спроса на рынке труда, а также формировании комплекса предложений для регулирования функционирования рынка труда с целью повышения сбалансированности между потребностями рынка труда молодых специалистов и выпуском университетов.
Положения диссертационной работы, выносимые на защиту.
1. Уточнен термин «рынок труда» путем учета более полного набора факторов, оказывающих влияние на функционирование рынка труда как системы, включая процессы подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Расширен теоретико-методический подход к определению термина «рынок труда молодых специалистов с высшим образованием», который учитывает специфику формирования исследуемого сегмента рынка труда и разницу характеристик поведения выпускников университетов выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования при определении их индивидуальной образовательной и карьерной траектории. Предложен теоретико-методический подход к определению понятия «система высшего образования», основанный на необходимости закрепления в составе данного термина отношений сотрудничества и конкуренции между субъектами системы, а также влияния внешней для университетов среды.
2. Сформирован классификатор экономических и поведенческих факторов, оказывающих влияние на выбор индивидуальной образовательной траектории абитуриентами. Предложена авторская схема процесса принятия решения абитуриентами о выборе образовательной траектории, разработанная на основе определения двойственного характера выбора будущего образования абитуриентами: выбор университета и выбор направления подготовки.
3. Разработан модельно-методический подход к оценке экономической предпочтительности образовательных траекторий в зависимости от спроса на рынке труда, который предполагает сочетание агент-ориентированной модели с эконометрической моделью максимизации ожидаемой заработной платы студентов. Модель описывает поведение агентов в выборке абитуриентов и студентов университета с учетом максимизации доходности как для студентов, так и для университета, при этом образовательное предложение университета выступает в качестве ресурса. Определение экономически-оптимальной образовательной траектории с учетом поведенческих факторов, влияющих на выбор абитуриентов, должно повысить уровень эффективности трудоустройства выпускников университетов, что, в свою очередь, способствует уменьшению дисбаланса показателей регионального рынка труда молодых специалистов и системы высшего образования.
4. Предложен авторский методический подход к анализу факторов, формирующих рынок труда молодых специалистов с высшим образованием, который сочетает положения традиционной экономики к исследованию рынка труда и основы поведенческой экономики с учетом особенностей процесса формирования индивидуальных образовательных траекторий абитуриентов. Разработан методический подход, позволяющий оценить состояние рынка труда с учетом совокупности поведенческих факторов, влияющих на выбор абитуриентами образовательных и карьерных траекторий.
5. Разработан комплекс мер, который может быть применен для целей регулирования состояния рынка труда с учетом сформированного образовательного предложения университетов, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, баланса выпуска и спроса на рынке труда. Сформирована система факторов, определяющих эффективность трудоустройства выпускников с учетом влияния субъектов рынка труда молодых специалистов с высшим образованием, государственной политики и сформированной стратегии университета.
Основные публикации по теме диссертации
Публикации в журналах, индексируемых в международных базах данных научного цитирования WOS и SCOPUS
1. Трансформация теоретико-методологических подходов и методического инструментария диагностики благосостояния личности и территории проживания. Часть 1. От распространенных до альтернативных подходов к диагностике (история вопроса) / А. А. Куклин, А. С. Найденов, Н. Л. Никулина, Т. В. Тарасьева // Экономика региона. – 2014. – № 3(39). – С. 22-36.
2. Сандлер, Д. Г. Драйверы развития региональных систем высшего образования / Д. Г. Сандлер, А. Е. Судакова, Т. В. Тарасьева // Экономика региона. – 2020. – Т. 16, № 4. – С. 1087-1103. – DOI 10.17059/ekon.reg.2020-4-6.
3. Agarkov, G.A. Modeling the Choice of an Optimal Educational Trajectory in the Conditions of Digital Transformation of the Economy / G.A. Agarkov, T.V. Tarasyeva, A.A. Tarasyev, V.A. Koksharov // IFAC-PapersOnLine, 2022, 55(16), pp. 382–387.
4. Agarkov, G. A. Agent-based approach to the description and forecasting of the development of optimal educational trajectories / G. A. Agarkov, D. G. Sandler, T. V. Tarasyeva // AIP Conference Proceedings. 2023. 2849 (1): 090012.
Материалы конференций, индексируемые в международных базах данных научного цитирования WOS и SCOPUS
5. Tarasyeva, T. V. Assessment and forecasting of regional economic systems sustainability / T. V. Tarasyeva, A. A. Tarasyev, G. A. Agarkov // AIP Conference Proceedings, Rhodes, Greece, 01–05 мая 2019 года. Vol. 2186. – Rhodes, Greece: AIP Publishing, 2019. – P. 050006. – DOI 10.1063/1.5137939.
6. Dynamic game model for finding the equilibrium level of migration flows / A. A. Tarasyev, G. A. Agarkov, T. V. Tarasyeva, J. B. Jabbar // AIP Conference Proceedings, Rhodes, Greece, 01–05 мая 2019 года. Vol. 2186. – Rhodes, Greece: AIP Publishing, 2019. – P. 050005. – DOI 10.1063/1.5137938. (Web of Science, Scopus)
7. Agarkov, G. A. Estimation of economic system's proportional development using economic growth model / G. A. Agarkov, T. V. Tarasyeva // AIP Conference Proceedings : International Conference on Numerical Analysis and Applied Mathematics 2019 (ICNAAM-2019), Rhodes, Greece, 23–28 сентября 2019 года. Vol. 2293. – Rhodes, Greece: AIP Publishing, 2020. – P. 120003. – DOI 10.1063/5.0030881. (Web of Science, Scopus)
8. Agarkov, G. A. Assessment of passive economic security of the socioeconomic system of the region / G. A. Agarkov, T. V. Tarasyeva // AIP Conference Proceedings : International Conference on Numerical Analysis and Applied Mathematics 2019 (ICNAAM-2019), Rhodes, Greece, 23–28 сентября 2019 года. Vol. 2293. – Rhodes, Greece: AIP Publishing, 2020. – P. 120002. – DOI 10.1063/5.0030882. (Web of Science, Scopus)
9. Tarasyev, A. A. Dynamic modeling of risks and threats to the development of economic system / A. A. Tarasyev, G. A. Agarkov, T. V. Tarasyeva // AIP Conference Proceedings, Crete, 29 апреля – 03 мая 2020 года. – Crete, 2021. – P. 040004. – DOI 10.1063/5.0047833.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, перечень которых утвержден ВАК Министерства образования и науки РФ:
10. Васильева, Е. В. Диагностика чувствительности субъектов Федерации к условиям членства России в ВТО / Е. В. Васильева, Т. В. Пономарева // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 20(371). – С. 16-22.
11. Васильева, Е. В. Мониторинг товарных рынков России: первый год членства в ВТО / Е. В. Васильева, Г. П. Быстрай, Т. В. Пономарева // Экономические стратегии. – 2014. – Т. 16, № 10(126). – С. 54-61.
12. Тарасьев, А. М. Моделирование динамики экономического развития в условиях членства России в ВТО / А. М. Тарасьев, А. А. Тарасьев, Т. В. Тарасьева // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2015. – Т. 14, № 4. – С. 553-573. – DOI 10.15826/vestnik.2015.14.4.032.
13. Тарасьев, А. М. Внутренний иммунитет региона как основа его экономической безопасности: оценка и прогноз (на примере Тюменской области) / А. М. Тарасьев, А. А. Тарасьев, Т. В. Тарасьева // Научное обозрение. – 2015. – № 23. – С. 263-272.
14. Тарасьев, А. М. Иммунитет региона в условиях членства России в ВТО (на примере Свердловской области) / А. М. Тарасьев, А. А. Тарасьев, Т. В. Тарасьева // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 36(411). – С. 36-45.
15. Судакова, А. Е. Конкуренция между вузами: концептуальный анализ / А. Е. Судакова, Д. Г. Сандлер, Т. В. Тарасьева // Университетское управление: практика и анализ. – 2020. – Т. 24, № 4. – С. 58-74. – DOI 10.15826/umpa.2020.04.035.
16. Тарасьев, А. А. Развитие финансовой составляющей учреждений высшего образования на современном рынке образовательных услуг / А. А. Тарасьев, Т. В. Тарасьева // Вестник Гуманитарного университета. – 2022. – № 4(39). – С. 16-24. – DOI 10.35853/vestnik.gu.2022.4(39).02.
17. Тарасьева, Т. В. Тенденции развития рынка труда молодых специалистов с высшим образованием / Т. В. Тарасьева // Экономика науки. – 2023. – Т. 9, № 3. – С. 27-46. – DOI 10.22394/2410-132X-2023-9-3-27-46.
18. Тарасьев, А. А. Развитие профессиональной мобильности как следствие цифровой трансформации рынка труда / А. А. Тарасьев, Т. В. Тарасьева // Вестник Гуманитарного университета. – 2023. – № 1(40). – С. 40-48. – DOI 10.35853/vestnik.gu.2023.1(40).02.
Объектом исследования является рынок труда молодых специалистов с высшим образованием субъектов Российской Федерации во взаимосвязи с системой высшего образования.
Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений по поводу выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий со стороны абитуриентов, а также относительно перехода выпускников университетов от обучения к трудовой деятельности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании особенностей формирования рынка молодых специалистов с высшим образованием, разработке модельно-методического аппарата оценки экономической предпочтительности образовательных траекторий с учетом поведенческих и экономических факторов выбора абитуриентами, формировании комплекса мер по регулированию рынка труда органами власти и совершенствовании приемных кампаний университетов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить понятийный аппарат исследования рынка труда молодых специалистов с высшим образованием на основе учета факторов его формирования и взаимодействия с системой высшего образования как основного поставщика высококвалифицированных кадров для функционирования региональной экономики.
2. Разработать классификатор факторов, определяющих выбор абитуриентами образовательной траектории. Разработать схему взаимного влияния субъектов и косвенных участников функционирования рынка труда молодых специалистов с высшим образованием. Концептуально обосновать модель принятия решения абитуриентами о будущем образовании с учетом выбора университета обучения и выбора направления подготовки.
3. Разработать модельно-методический аппарат для проведения оценки степени экономической предпочтительности образовательных траекторий, выбранных абитуриентами, в зависимости от спроса на рынке труда. Предложить методический подход к оценке состояния рынка труда молодых специалистов с высшим образованием на основе набора факторов, определяющих выбор абитуриентами образовательной траектории.
4. Систематизировать факторы формирования рынка труда молодых специалистов с высшим образованием на основании сочетания теоретических положений традиционной экономической науки и поведенческой экономики.
5. Разработать комплекс факторов, определяющих эффективность трудоустройства выпускников университетов. Предложить комплекс мер по регулированию рынка труда молодых специалистов с высшим образованием для целей функционирования университетов и региональных органов государственной власти.
Научная новизна заключается в формировании авторского теоретико-методологического подхода к определению специфики формирования рынка труда молодых специалистов с высшим образованием, основанного на сочетании положений традиционной и поведенческой экономик, разработке модельного аппарата для оценки экономической предпочтительности образовательных траекторий абитуриентов с учетом спроса на рынке труда, а также формировании комплекса предложений для регулирования функционирования рынка труда с целью повышения сбалансированности между потребностями рынка труда молодых специалистов и выпуском университетов.
Положения диссертационной работы, выносимые на защиту.
1. Уточнен термин «рынок труда» путем учета более полного набора факторов, оказывающих влияние на функционирование рынка труда как системы, включая процессы подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Расширен теоретико-методический подход к определению термина «рынок труда молодых специалистов с высшим образованием», который учитывает специфику формирования исследуемого сегмента рынка труда и разницу характеристик поведения выпускников университетов выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования при определении их индивидуальной образовательной и карьерной траектории. Предложен теоретико-методический подход к определению понятия «система высшего образования», основанный на необходимости закрепления в составе данного термина отношений сотрудничества и конкуренции между субъектами системы, а также влияния внешней для университетов среды.
2. Сформирован классификатор экономических и поведенческих факторов, оказывающих влияние на выбор индивидуальной образовательной траектории абитуриентами. Предложена авторская схема процесса принятия решения абитуриентами о выборе образовательной траектории, разработанная на основе определения двойственного характера выбора будущего образования абитуриентами: выбор университета и выбор направления подготовки.
3. Разработан модельно-методический подход к оценке экономической предпочтительности образовательных траекторий в зависимости от спроса на рынке труда, который предполагает сочетание агент-ориентированной модели с эконометрической моделью максимизации ожидаемой заработной платы студентов. Модель описывает поведение агентов в выборке абитуриентов и студентов университета с учетом максимизации доходности как для студентов, так и для университета, при этом образовательное предложение университета выступает в качестве ресурса. Определение экономически-оптимальной образовательной траектории с учетом поведенческих факторов, влияющих на выбор абитуриентов, должно повысить уровень эффективности трудоустройства выпускников университетов, что, в свою очередь, способствует уменьшению дисбаланса показателей регионального рынка труда молодых специалистов и системы высшего образования.
4. Предложен авторский методический подход к анализу факторов, формирующих рынок труда молодых специалистов с высшим образованием, который сочетает положения традиционной экономики к исследованию рынка труда и основы поведенческой экономики с учетом особенностей процесса формирования индивидуальных образовательных траекторий абитуриентов. Разработан методический подход, позволяющий оценить состояние рынка труда с учетом совокупности поведенческих факторов, влияющих на выбор абитуриентами образовательных и карьерных траекторий.
5. Разработан комплекс мер, который может быть применен для целей регулирования состояния рынка труда с учетом сформированного образовательного предложения университетов, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, баланса выпуска и спроса на рынке труда. Сформирована система факторов, определяющих эффективность трудоустройства выпускников с учетом влияния субъектов рынка труда молодых специалистов с высшим образованием, государственной политики и сформированной стратегии университета.
Основные публикации по теме диссертации
Публикации в журналах, индексируемых в международных базах данных научного цитирования WOS и SCOPUS
1. Трансформация теоретико-методологических подходов и методического инструментария диагностики благосостояния личности и территории проживания. Часть 1. От распространенных до альтернативных подходов к диагностике (история вопроса) / А. А. Куклин, А. С. Найденов, Н. Л. Никулина, Т. В. Тарасьева // Экономика региона. – 2014. – № 3(39). – С. 22-36.
2. Сандлер, Д. Г. Драйверы развития региональных систем высшего образования / Д. Г. Сандлер, А. Е. Судакова, Т. В. Тарасьева // Экономика региона. – 2020. – Т. 16, № 4. – С. 1087-1103. – DOI 10.17059/ekon.reg.2020-4-6.
3. Agarkov, G.A. Modeling the Choice of an Optimal Educational Trajectory in the Conditions of Digital Transformation of the Economy / G.A. Agarkov, T.V. Tarasyeva, A.A. Tarasyev, V.A. Koksharov // IFAC-PapersOnLine, 2022, 55(16), pp. 382–387.
4. Agarkov, G. A. Agent-based approach to the description and forecasting of the development of optimal educational trajectories / G. A. Agarkov, D. G. Sandler, T. V. Tarasyeva // AIP Conference Proceedings. 2023. 2849 (1): 090012.
Материалы конференций, индексируемые в международных базах данных научного цитирования WOS и SCOPUS
5. Tarasyeva, T. V. Assessment and forecasting of regional economic systems sustainability / T. V. Tarasyeva, A. A. Tarasyev, G. A. Agarkov // AIP Conference Proceedings, Rhodes, Greece, 01–05 мая 2019 года. Vol. 2186. – Rhodes, Greece: AIP Publishing, 2019. – P. 050006. – DOI 10.1063/1.5137939.
6. Dynamic game model for finding the equilibrium level of migration flows / A. A. Tarasyev, G. A. Agarkov, T. V. Tarasyeva, J. B. Jabbar // AIP Conference Proceedings, Rhodes, Greece, 01–05 мая 2019 года. Vol. 2186. – Rhodes, Greece: AIP Publishing, 2019. – P. 050005. – DOI 10.1063/1.5137938. (Web of Science, Scopus)
7. Agarkov, G. A. Estimation of economic system's proportional development using economic growth model / G. A. Agarkov, T. V. Tarasyeva // AIP Conference Proceedings : International Conference on Numerical Analysis and Applied Mathematics 2019 (ICNAAM-2019), Rhodes, Greece, 23–28 сентября 2019 года. Vol. 2293. – Rhodes, Greece: AIP Publishing, 2020. – P. 120003. – DOI 10.1063/5.0030881. (Web of Science, Scopus)
8. Agarkov, G. A. Assessment of passive economic security of the socioeconomic system of the region / G. A. Agarkov, T. V. Tarasyeva // AIP Conference Proceedings : International Conference on Numerical Analysis and Applied Mathematics 2019 (ICNAAM-2019), Rhodes, Greece, 23–28 сентября 2019 года. Vol. 2293. – Rhodes, Greece: AIP Publishing, 2020. – P. 120002. – DOI 10.1063/5.0030882. (Web of Science, Scopus)
9. Tarasyev, A. A. Dynamic modeling of risks and threats to the development of economic system / A. A. Tarasyev, G. A. Agarkov, T. V. Tarasyeva // AIP Conference Proceedings, Crete, 29 апреля – 03 мая 2020 года. – Crete, 2021. – P. 040004. – DOI 10.1063/5.0047833.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, перечень которых утвержден ВАК Министерства образования и науки РФ:
10. Васильева, Е. В. Диагностика чувствительности субъектов Федерации к условиям членства России в ВТО / Е. В. Васильева, Т. В. Пономарева // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 20(371). – С. 16-22.
11. Васильева, Е. В. Мониторинг товарных рынков России: первый год членства в ВТО / Е. В. Васильева, Г. П. Быстрай, Т. В. Пономарева // Экономические стратегии. – 2014. – Т. 16, № 10(126). – С. 54-61.
12. Тарасьев, А. М. Моделирование динамики экономического развития в условиях членства России в ВТО / А. М. Тарасьев, А. А. Тарасьев, Т. В. Тарасьева // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2015. – Т. 14, № 4. – С. 553-573. – DOI 10.15826/vestnik.2015.14.4.032.
13. Тарасьев, А. М. Внутренний иммунитет региона как основа его экономической безопасности: оценка и прогноз (на примере Тюменской области) / А. М. Тарасьев, А. А. Тарасьев, Т. В. Тарасьева // Научное обозрение. – 2015. – № 23. – С. 263-272.
14. Тарасьев, А. М. Иммунитет региона в условиях членства России в ВТО (на примере Свердловской области) / А. М. Тарасьев, А. А. Тарасьев, Т. В. Тарасьева // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 36(411). – С. 36-45.
15. Судакова, А. Е. Конкуренция между вузами: концептуальный анализ / А. Е. Судакова, Д. Г. Сандлер, Т. В. Тарасьева // Университетское управление: практика и анализ. – 2020. – Т. 24, № 4. – С. 58-74. – DOI 10.15826/umpa.2020.04.035.
16. Тарасьев, А. А. Развитие финансовой составляющей учреждений высшего образования на современном рынке образовательных услуг / А. А. Тарасьев, Т. В. Тарасьева // Вестник Гуманитарного университета. – 2022. – № 4(39). – С. 16-24. – DOI 10.35853/vestnik.gu.2022.4(39).02.
17. Тарасьева, Т. В. Тенденции развития рынка труда молодых специалистов с высшим образованием / Т. В. Тарасьева // Экономика науки. – 2023. – Т. 9, № 3. – С. 27-46. – DOI 10.22394/2410-132X-2023-9-3-27-46.
18. Тарасьев, А. А. Развитие профессиональной мобильности как следствие цифровой трансформации рынка труда / А. А. Тарасьев, Т. В. Тарасьева // Вестник Гуманитарного университета. – 2023. – № 1(40). – С. 40-48. – DOI 10.35853/vestnik.gu.2023.1(40).02.