РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
С точки зрения современного менеджмента, интеллектуальный капитал представляет собой ключевой стратегический ресурс компании, информация о котором выступает своеобразным индикатором, отражающим будущий потенциал компании. Исследования показывают, что в последние годы компании все чаще стремятся позиционировать информацию о накопленных интеллектуальных ресурсах в различных форматах, например в виде нефинансовой отчетности или в форме деловой коммуникации на официальных порталах компаний. Таким образом, инвесторы получают все больший доступ к информационным ресурсам, позволяющим принимать им взвешенные решения наиболее эффективно размещать капитал. Инвесторы стремятся собрать из различных источников релевантную информацию об интеллектуальном капитале, например об инновационной активности компании, качестве накопленного человеческого капитала или уровне удовлетворенности клиентов, которые в итоге оказывают влияние на доверие к менеджерам, управляющим компанией.
Исследования показывают, что такие интеллектуальные ресурсы, как высококвалифицированная рабочая сила, отлаженные бизнес-процессы внутри организации и стратегические взаимоотношения со всеми стейкхолдерами в совокупности дают синергетический эффект и являются ключевыми факторами в создание устойчивого конкурентного преимущества, как в высокотехнологичных компаниях, которые ориентированы на управление знаниями и преимущественно работают в сервисном секторе, так и в традиционных фирмах промышленного типа, которые ориентированы на создание продукции и работают по моделям цепочки создания стоимости. Однако подходы к инвестированию и управлению интеллектуальным капиталом в данных типах компаний будут кардинально отличаться, поскольку они в разной степени используют накопленные интеллектуальные ресурсы при производстве продуктов и оказании услуг.
Несмотря на предполагаемый в теории положительный эффект от инвестиций в интеллектуальный капитал, практические исследования показывают весьма умеренное значение интеллектуальных ресурсов в деятельности отдельных предприятий. В данной области необходимо сфокусироваться на анализе взаимосвязи между элементами интеллектуального капитала и результативностью деятельности компаний, конечное выражение которой происходит в способности генерировать поток доходов и увеличивать долю рынка.
Исследования показывают, что такие интеллектуальные ресурсы, как высококвалифицированная рабочая сила, отлаженные бизнес-процессы внутри организации и стратегические взаимоотношения со всеми стейкхолдерами в совокупности дают синергетический эффект и являются ключевыми факторами в создание устойчивого конкурентного преимущества, как в высокотехнологичных компаниях, которые ориентированы на управление знаниями и преимущественно работают в сервисном секторе, так и в традиционных фирмах промышленного типа, которые ориентированы на создание продукции и работают по моделям цепочки создания стоимости. Однако подходы к инвестированию и управлению интеллектуальным капиталом в данных типах компаний будут кардинально отличаться, поскольку они в разной степени используют накопленные интеллектуальные ресурсы при производстве продуктов и оказании услуг.
Несмотря на предполагаемый в теории положительный эффект от инвестиций в интеллектуальный капитал, практические исследования показывают весьма умеренное значение интеллектуальных ресурсов в деятельности отдельных предприятий. В данной области необходимо сфокусироваться на анализе взаимосвязи между элементами интеллектуального капитала и результативностью деятельности компаний, конечное выражение которой происходит в способности генерировать поток доходов и увеличивать долю рынка.