Электронный бюджет как элемент цифровой экосистемы Свердловской области

Возисов Святослав Владимирович

Аннотация


На современном этапе цифровые технологии постепенно стали неотъемлемой частью каждой сферы повседневной жизни человека. Анализ мирового опыта показывает, что уровень социально-экономического развития стран и регионов тесно связан с уровнем развития информационных технологий. По данным Всемирного экономического форума, индекс конкурентоспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития в странах информационно-коммуникационных технологий. Бурный рост ИТ-сегмента в мире за последние годы обеспечил создание новых рабочих мест и дополнительных налоговых поступлений. Именно по этой причине многие правительства активно стремятся ускорить экономический рост страны, содействуя становлению национальной индустрии информационно-коммуникационных технологий.
Без внимания не остался и процесс цифровизации государственного управления. Информационные технологии дают возможность повысить качество предоставления государственных услуг и эффективность госуправления, а также упростить процесс взаимопонимания и взаимодействия власти и граждан.
Импульсом к развитию цифровой экономики в России на правительственном уровне послужило послание В.В. Путина Федеральному собранию 1 декабря 2016 года, когда президент указал на необходимость сформировать новую веб-экономику для повышения эффективности отраслей за счет информационных технологий. В июле 2017 года была принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р, была включена в перечень основных направлений стратегического развития страны. Для управления программой определены пять базовых и три прикладных направления развития цифровой экономики в России. К базовым направлениям отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. К прикладным — государственное управление, «умный город» и элекртонное правительство.
Данные направления представляют из себя целый комплекс продуктов, состоящих из цифровых технологий, инфраструктур, данных, приложений, услуг, платформ и устройств. Они связывает в себе людей, организации и технологии, которые взаимодействуют между собой с помощью Интернета и других электронных каналов связи, охватывают все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, государственное управление, здравоохранение, образование, науку и технологии.
Для государственных органов возникла задача в создании максимально удобного взаимодействия с услугами, упрощая и улучшая интерфейс, делая работу с ними наиболее быстрой и понятной, оказывая своевременную поддержку и организуя, что привело к появлению цифровых экосистем – объединению сервисов, предполагающих удобное и в некоторых случаях более выгодное пользование всеми или несколькими услугами такой системы. Помимо всего перечисленного экосистема создает условия для создания обеспечения открытости информации деятельности органов власти. Прозрачность (открытость) является одним из ключевых принципов российской бюджетной системы и предполагает обязательное опубликование в средствах массовой информации проектов бюджетов, утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении. В этом контексте электронные бюджеты становятся неотъемлемой частью цифровой экосистемы региона. Электронный бюджет – это инструмент, который позволяет жителям региона управлять своими финансовыми потоками, а также осуществлять платежи и получать информацию об услугах государства через интернет.
Свердловская область в свою очередь ориентирована на развитие цифровых технологий. Внедрение электронных бюджетов как элемента цифровой экосистемы региона является актуальной темой для исследования и разработки, так как такой подход упростит взаимодействие жителей с государственными организациями, повысит качество предоставляемых услуг и сократит временные издержки на их получение