Развитие методики позаказного калькулирования себестоимости готовой продукции на предприятиях общественного питания

Бахриддинова Хулкар Рашидовна

Аннотация


Значительная доля иностранных инвестиций и распространение зарубежного опыта организации рынка общественного питания с учетом национальных традиций приводят к появлению новых сегментов отрасли на российском рынке общественного питания: элитные (рынок Fine Dining) и демократичные (Casual Dining) рестораны; кафе быстрого питания (Fast Food, Street Food) и синтез комфортности демократичных ресторанов и скорости обслуживания кафе быстрого питания (Quick & Casual). В условиях динамичного роста отрасли общественного питания, обусловленного изменением технологий переработки продуктов, развитием обслуживания потребителей постоянно расширяется ассортимент услуг общественного питания.
Наличие большого ассортимента услуг общественного питания: изготовление кулинарных полуфабрикатов, полуфабрикатов высокой степени готовности, холодных, горячих и охлажденных блюд, кондитерских изделий, организация кейтеринга и досуга, обслуживания официантов, информационно-консультационные услуги, упаковка кулинарных и кондитерских изделий, прокат и аренда предметов кухни обусловливает необходимость применения методики распределения затрат в разрезе ее видов, ориентированного на определение их конкурентоспособного уровня цены.
Однако, в условиях рыночной экономики большинство предприятия общественного питания различных форм собственности разрабатывают свои правила установления цен на услуги, руководствуясь критериями спроса и предложения.
В рамках указанной проблемы большую значимость приобретают вопросы формирования учетно-аналитической информации для процесса исчисления и анализа себестоимости каждого вида услуг общественного питания с целью прогнозирования их оптимальной цены. Получение данной информации затруднено в связи с отсутствием в достаточной степени методического обеспечения учетного процесса предприятий общественного питания, которое нуждается в усовершенствовании на базе развития новых экономических тенденций. Кроме того, действующая нормативно-законодательная база не раскрывает в полной мере специфики данной отрасли на современном этапе развития рыночных отношений и порядок процесса калькулирования услуг общественного питания. Поэтому становится очевидной необходимость интеграции различных методов формирования информации о затратах предприятий общественного питания, разработка новых подходов к их составу и классификации, пересмотр потоков экономической информации для управления с целью решения тактических и стратегических задач.
Многообразие и сложность нерешенных проблем в сфере организации учетно-аналитического обеспечения затрат организаций общественного питания, при отсутствии современных отраслевых методических рекомендаций, обусловливает повышенный интерес к проведению специального исследования с целью поиска эффективных методик учета затрат и калькулирования, удовлетворяющих запросам разных пользователей отчетности.