ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРАКТИКЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СКБ-БАНК»)
Аннотация
Актуальность исследования корпоративной культуры основана на знании особенностей организационной культуры, что позволяет оценить степень стабильности финансовой организации, ее конкурентоспособность, предположить стандарты и направления управленческих решений, способность достигать запланированных результатов на базе решений.
Корпоративная культура организации связана с такими понятиями, как “корпоративный дух” и “лояльность”. По мере возрастания роли интеллектуального капитала в конкурентной борьбе во всех отраслях экономики, лояльность становится все более значимым фактором. Самым ценным активом рыночного предприятия выступают стейкхолдеры компаний – клиенты (потребители), сотрудники, инвесторы. Следовательно, для разработки оптимальной деловой стратегии, финансовой организации придется научиться привлекать к себе людей и заслуживать их лояльность.
Менеджмент на основе лояльности – это не просто очередная теория о значимости интеллектуального капитала, это практический метод, доказавший свою эффективность в направлении стимулирования повышения объема продаж и прибыли, особенно концептуальный в условиях острой конкуренции. Актуальность обусловлена также следующими обстоятельствами. Во-первых, любая организация представляет собой объединение людей, основой жизненного потенциала которого является организационная культура. Организационная культура включает в себя все те аспекты, которые создают нормы и принципы жизнедеятельности коллектива. На базе разделяемых ценностей люди становятся членами именно этой организации, вступают во взаимодействие с другими сотрудниками. Признаки организационной культуры не только отличают одну организацию от другой, но и существенно предопределяют ее устойчивость и конкурентоспособность в рыночной экономике.
Во-вторых, в настоящее время с помощью корпоративной культуры можно обозначить место организации во внешней среде, действующие в ней способ осмысления окружающей действительности и внутренних отношений. Корпоративная культура действует в жизни организации как источник, образец и стереотип при формировании стратегии, принятии решений, распределении функций управления, в поведении персонала.
В-третьих, современные преуспевающие организации для повышения эффективности своей деятельности используют комплексные программы управления человеческими ресурсами, важная роль в которых отводится именно организационной культуре. При этом на первый план выходят аспекты осознания, активного поддержания персоналом культуры организации, а также управления ее изменениями.
С развитием рыночной экономики, со сменой профессиональных направлений, переходом к информационному обществу значимую роль приобретают знания, квалификация и мотивация персонала, без которых невозможны реализация новых знаний, идей, инициатив работников. Организационная культура в настоящее время оценивается как сильнейший мотиватор, регулятор и индикатор деятельности персонала в организации.
Для банка корпоративная культура – это также маркетинговый фактор повышения объемов реализации финансовых продуктов, способ привлечения клиентов. Это и фактор экономической безопасности как возможность снижения вероятности «внутреннего» мошенничества, сохранения ценностей организации во времени.
Цель магистерской диссертации выражена в исследовании функционирования корпоративной культуры в менеджменте на примере банка ПАО «СКБ-БАНК» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Заявленная цель подразумевает решение следующих задач:
– изучить сущность и модели культуры финансовой организации;
– определить методы и принципы управления корпоративной культурой;
– сформулировать проблемы развития корпоративной культуры в условиях изменчивой экономики;
– проанализировать финансовые показатели ПАО «СКБ-БАНК» как базы для анализа корпоративной культуры;
– оценить факторы корпоративной культуры в банке и сформированную модель;
– проанализировать взаимосвязь корпоративной культуры и персонал-менеджмента кредитной организации;
Объектом исследования выступает ПАО «СКБ-БАНК». Предмет исследования – особенности формирования и оценки корпоративной культуры ПАО «СКБ-БАНК».
Методологической базой исследования послужили учебно-методические пособия, научная литература отечественных и зарубежных авторов, специализирующихся в сфере менеджмента организации, управления персоналом и организационному поведению, а также материалы периодической печати, данные официальных источников интернет-сети, отчетно-статистические данные банка ПАО «СКБ-БАНК».
При изучении теоретических основ исследования корпоративной культуры использовались труды и работы Никитовой С.Г., Соломандиной Т.С., Шалимовой Л.А. и других. Анализ уровней и типов корпоративной культуры представлен в работах Лапиной Т.А. [28], Шумейко М.В.
Особенности анализа современного состояния корпоративной культуры организации раскрываются в работах Стекловой О.Е., Тихомировой О.Г и др.
Методами исследования выступили анализ научной литературы по проблеме исследования; включенное наблюдение; опрос (анкетирование, беседа); тестирование; анализ и синтез, индукция и дедукция, табличный, графический методы.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования рекомендаций, предложенных в работе, в реальной деятельности ПАО «СКБ-БАНК».
Работа имеет строгую структуру и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе дана систематизация представлений о теоретических основах корпоративной культуры. Предложены основные дефиниции, раскрывается сущность внутренней культуры организации, рассмотрены основные параметры управления корпоративной культурой, принципы ее построения и функционирования.
Вторая глава посвящена исследованию корпоративной культуры в ПАО «СКБ-БАНК». В данной главе дана краткая организационно-экономическая характеристика банка, проведен анализ и оценка корпоративной культуры, ее взаимосвязь с подсистемой управления персоналом в банке.
По итогам исследования предложены рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры в ПАО «СКБ-БАНК».
Корпоративная культура организации связана с такими понятиями, как “корпоративный дух” и “лояльность”. По мере возрастания роли интеллектуального капитала в конкурентной борьбе во всех отраслях экономики, лояльность становится все более значимым фактором. Самым ценным активом рыночного предприятия выступают стейкхолдеры компаний – клиенты (потребители), сотрудники, инвесторы. Следовательно, для разработки оптимальной деловой стратегии, финансовой организации придется научиться привлекать к себе людей и заслуживать их лояльность.
Менеджмент на основе лояльности – это не просто очередная теория о значимости интеллектуального капитала, это практический метод, доказавший свою эффективность в направлении стимулирования повышения объема продаж и прибыли, особенно концептуальный в условиях острой конкуренции. Актуальность обусловлена также следующими обстоятельствами. Во-первых, любая организация представляет собой объединение людей, основой жизненного потенциала которого является организационная культура. Организационная культура включает в себя все те аспекты, которые создают нормы и принципы жизнедеятельности коллектива. На базе разделяемых ценностей люди становятся членами именно этой организации, вступают во взаимодействие с другими сотрудниками. Признаки организационной культуры не только отличают одну организацию от другой, но и существенно предопределяют ее устойчивость и конкурентоспособность в рыночной экономике.
Во-вторых, в настоящее время с помощью корпоративной культуры можно обозначить место организации во внешней среде, действующие в ней способ осмысления окружающей действительности и внутренних отношений. Корпоративная культура действует в жизни организации как источник, образец и стереотип при формировании стратегии, принятии решений, распределении функций управления, в поведении персонала.
В-третьих, современные преуспевающие организации для повышения эффективности своей деятельности используют комплексные программы управления человеческими ресурсами, важная роль в которых отводится именно организационной культуре. При этом на первый план выходят аспекты осознания, активного поддержания персоналом культуры организации, а также управления ее изменениями.
С развитием рыночной экономики, со сменой профессиональных направлений, переходом к информационному обществу значимую роль приобретают знания, квалификация и мотивация персонала, без которых невозможны реализация новых знаний, идей, инициатив работников. Организационная культура в настоящее время оценивается как сильнейший мотиватор, регулятор и индикатор деятельности персонала в организации.
Для банка корпоративная культура – это также маркетинговый фактор повышения объемов реализации финансовых продуктов, способ привлечения клиентов. Это и фактор экономической безопасности как возможность снижения вероятности «внутреннего» мошенничества, сохранения ценностей организации во времени.
Цель магистерской диссертации выражена в исследовании функционирования корпоративной культуры в менеджменте на примере банка ПАО «СКБ-БАНК» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Заявленная цель подразумевает решение следующих задач:
– изучить сущность и модели культуры финансовой организации;
– определить методы и принципы управления корпоративной культурой;
– сформулировать проблемы развития корпоративной культуры в условиях изменчивой экономики;
– проанализировать финансовые показатели ПАО «СКБ-БАНК» как базы для анализа корпоративной культуры;
– оценить факторы корпоративной культуры в банке и сформированную модель;
– проанализировать взаимосвязь корпоративной культуры и персонал-менеджмента кредитной организации;
Объектом исследования выступает ПАО «СКБ-БАНК». Предмет исследования – особенности формирования и оценки корпоративной культуры ПАО «СКБ-БАНК».
Методологической базой исследования послужили учебно-методические пособия, научная литература отечественных и зарубежных авторов, специализирующихся в сфере менеджмента организации, управления персоналом и организационному поведению, а также материалы периодической печати, данные официальных источников интернет-сети, отчетно-статистические данные банка ПАО «СКБ-БАНК».
При изучении теоретических основ исследования корпоративной культуры использовались труды и работы Никитовой С.Г., Соломандиной Т.С., Шалимовой Л.А. и других. Анализ уровней и типов корпоративной культуры представлен в работах Лапиной Т.А. [28], Шумейко М.В.
Особенности анализа современного состояния корпоративной культуры организации раскрываются в работах Стекловой О.Е., Тихомировой О.Г и др.
Методами исследования выступили анализ научной литературы по проблеме исследования; включенное наблюдение; опрос (анкетирование, беседа); тестирование; анализ и синтез, индукция и дедукция, табличный, графический методы.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования рекомендаций, предложенных в работе, в реальной деятельности ПАО «СКБ-БАНК».
Работа имеет строгую структуру и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе дана систематизация представлений о теоретических основах корпоративной культуры. Предложены основные дефиниции, раскрывается сущность внутренней культуры организации, рассмотрены основные параметры управления корпоративной культурой, принципы ее построения и функционирования.
Вторая глава посвящена исследованию корпоративной культуры в ПАО «СКБ-БАНК». В данной главе дана краткая организационно-экономическая характеристика банка, проведен анализ и оценка корпоративной культуры, ее взаимосвязь с подсистемой управления персоналом в банке.
По итогам исследования предложены рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры в ПАО «СКБ-БАНК».