ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СПЕЦИФИКА И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ
Аннотация
Подходя к изучению реализации государственной политики в сфере дополнительного образования, важно отметить, что этот вопрос должен являться одним из самых приоритетных направлений в образовательной политике любого государства. В настоящее время дополнительное образование стремится занять одно из лидирующих мест среди факторов развития человечества. Что же в настоящее время понимается под термином «дополнительное образование»? Существует несколько взглядов, отражающих суть этого термина. В основном дополнительное образование понимается как индивидуальная потребность человека, является составной частью непрерывного российского образования и имеет свою специфику. Рассматривается как духовная потребность человека, реализация которой состоит в познании окружающего мира и развития себя как личности. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» под дополнительным образованием понимается вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. В статье 10 сказано, что дополнительное образование включает такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Согласно статье 75, дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и, безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
4
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.1 На сегодняшний момент дополнительное образование приобретает особую актуальность, так как является одной из форм создания преемственности процесса непрерывного профессионального образования и рассматривается как важный институт общества, который функционирует для удовлетворения познавательных потребностей детей и юношества. Хотелось бы сказать и о том, что дополнительное образование способно влиять на качество жизни, потому что оно ориентировано на раскрытие творческого потенциала личности, а также побуждает к достижению общественно значимого результата. Кроме того, данный вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению личности. Согласно теоретическому положению Л. С. Выготского, дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает личности в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности личность вступает в равноправный диалог с педагогом. И в таком случае, например, слабо успевающий по основным школьным дисциплинам учащийся, включившись в образовательный процесс дополнительного образования, может оказаться в числе лидеров, четко сориентироваться на профессиональную сферу2. Объект исследования – государственное регулирование в сфере дополнительного образования детей.
1Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.04.2017) 2 См.: Орешкина А. К. Педагогические системы в рамках культурологической парадигмы. – Москва, 2008 – 228 с.
5
Предмет исследования – специфика деятельности органов муниципальной власти, осуществляющих регулирование в сфере дополнительного образования детей в городе Нижнем Тагиле. Целью нашего исследования является изучение деятельности органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере дополнительного образования. Для достижения поставленной нами цели нужно выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические аспекты государственного управления дополнительным образованием; 2. Изучить государственную политику с сфере дополнительного образования; 3. Проанализировать систему управления дополнительным образованием; 4. Описать деятельность и организационную структуру управления дополнительным образованием Администрации города Нижнего Тагила; 5. Выявить проблемы в сфере дополнительного образования в городе Нижний Тагил. 6. Предложить пути оптимизации деятельности органов управления дополнительным образованием Администрации города Нижнего Тагила. Работа состоит из Введения, основной части, Заключения, библиографического списка и приложений. Основная часть включает в себя три главы. Первая глава основана на нормативно-правовых актах Российской Федерации. Во второй главе проведен анализ управления системой дополнительного образования детей в городе Нижний Тагил. В третьей главе нами предложен проект «Крытого канала» для решения выявленных проблем. В Заключении приводятся основные выводы и рекомендации.
4
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.1 На сегодняшний момент дополнительное образование приобретает особую актуальность, так как является одной из форм создания преемственности процесса непрерывного профессионального образования и рассматривается как важный институт общества, который функционирует для удовлетворения познавательных потребностей детей и юношества. Хотелось бы сказать и о том, что дополнительное образование способно влиять на качество жизни, потому что оно ориентировано на раскрытие творческого потенциала личности, а также побуждает к достижению общественно значимого результата. Кроме того, данный вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению личности. Согласно теоретическому положению Л. С. Выготского, дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает личности в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности личность вступает в равноправный диалог с педагогом. И в таком случае, например, слабо успевающий по основным школьным дисциплинам учащийся, включившись в образовательный процесс дополнительного образования, может оказаться в числе лидеров, четко сориентироваться на профессиональную сферу2. Объект исследования – государственное регулирование в сфере дополнительного образования детей.
1Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.04.2017) 2 См.: Орешкина А. К. Педагогические системы в рамках культурологической парадигмы. – Москва, 2008 – 228 с.
5
Предмет исследования – специфика деятельности органов муниципальной власти, осуществляющих регулирование в сфере дополнительного образования детей в городе Нижнем Тагиле. Целью нашего исследования является изучение деятельности органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере дополнительного образования. Для достижения поставленной нами цели нужно выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические аспекты государственного управления дополнительным образованием; 2. Изучить государственную политику с сфере дополнительного образования; 3. Проанализировать систему управления дополнительным образованием; 4. Описать деятельность и организационную структуру управления дополнительным образованием Администрации города Нижнего Тагила; 5. Выявить проблемы в сфере дополнительного образования в городе Нижний Тагил. 6. Предложить пути оптимизации деятельности органов управления дополнительным образованием Администрации города Нижнего Тагила. Работа состоит из Введения, основной части, Заключения, библиографического списка и приложений. Основная часть включает в себя три главы. Первая глава основана на нормативно-правовых актах Российской Федерации. Во второй главе проведен анализ управления системой дополнительного образования детей в городе Нижний Тагил. В третьей главе нами предложен проект «Крытого канала» для решения выявленных проблем. В Заключении приводятся основные выводы и рекомендации.