Управление конкурентоспособностью предприятия на основе стратегии диверсификации

Сиротинский Фёдор Сергеевич

Аннотация


Актуальность выпускной квалификационной работы проявляется в том, что конкуренция - это фундамент экономических отношений, она даёт предприятиям возможность вести честную борьбу за долю рынка, но для этого нужно иметь такие уникальные характеристики, которые будут выигрышно выделять предприятие от других аналогичных экономических субъектов на рынке. Победа компании в конкурентной борьбе должна быть не случайная и не разовая. Для этого нужно сформировать такую стратегию поведения на рынке, чтобы товар или услуга предприятия могли идти наравне с лидерами рынка.
Обеспечение конкурентоспособности предприятия является одной из основных задач любого предприятия, действующего на том или ином рынке, ведь предприятий, которые выпускают аналогичную продукцию огромное количество. Между данными предприятиями идет серьезная конкурентная борьба. Выпуск конкурентоспособной, высококачественной продукции по приемлемой цене, предоставление услуг на высшем уровне по сравнению с конкурентами - главная задача любой фирмы. В современных условиях рынка успех хозяйствующего субъекта напрямую находится в зависимости от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его стойкое рыночное положение, поэтому активное исследование и изучение конкурентоспособности предприятия чрезвычайно актуально в настоящее время.
В современных условиях особое значение имеет аналитическая работа на торговых предприятиях, которая связана с изучением его состояния и поиском инструментов обеспечения конкурентоспособности. Соответственно, исследование конкурентоспособности на данных предприятиях целесообразно для повышения эффективности управления его конкурентоспособностью, поэтому требуется формирование четкого представления о сущности данного явления и о процедурах, связанных с ним. Для повышения конкурентоспособности предприятий требуется четкий механизм управления, в основу которого заложен комплекс мероприятий.
Управление современным торговым предприятием, ориентированное на повышение уровня конкурентоспособности, должно основываться на комплексном подходе, учитывающем организационно-экономические, технико-технологические, социально-психологические факторы.
Цель выпускной квалификационной работы – разработать рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятия (на примере ООО «ЭМЕКС.РУ») на основе стратегии диверсификации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть понятие конкурентоспособности предприятия и виды конкурентных стратегий;
− провести анализ рынков автозапчастей и сервисных услуг;
− изучить особенности конкуренции на рынках автозапчастей и сервисных услуг;
− составить организационно-экономическую характеристику ООО «ЭМЕКС.РУ»;
− осуществить оценку конкурентоспособности ООО «ЭМЕКС.РУ»;
− провести экономическое обоснование проекта диверсификации деятельности ООО «ЭМЕКС.РУ».
Объектом выпускной квалификационной работы выбрано общество с ограниченной ответственностью «ЭМЕКС.РУ».
Предметом выпускной квалификационной работы являются управленческие отношения, возникающие в процессе управления конкурентоспособностью предприятия
В рамках системного подхода к исследованию были применены методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, статистический метод, методы анализа абсолютных и относительных показателей, вертикальный и горизонтальный методы анализа баланса, расчетно-аналитический метод.
Теоретической базой исследования послужили труды российских и зарубежных авторов: М.Портера, Г.Л. Азоева, И.З. Должанского, Н.Н. Павловой, Р.А. Фатхутдинова и других, посвященных изучению вопросов повышения конкурентоспособности предприятия.
Информационную основу исследования составляют данные анализа рынка автозапчастей и автосервисных услуг, данные бухгалтерской и статистической отчетности ООО «ЭМЕКС.РУ».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе отражены теоретические основы реализации стратегии как способа повышения конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе проведен анализ конкурентоспособности ООО «ЭМЕКС.РУ» и проведена разработка проекта диверсификации деятельности ООО «ЭМЕКС.РУ».