Финансирование образовательных структур (на примере МАОУ гимназия 177)

Исмагилова Анастасия Сергеевна

Аннотация


Актуальность темы исследования обусловлена динамичным развитием системы образования, ее особым значением для российского государства. Роль образования на современном этапе определяется задачами перехода страны к социально-ориентированному и инновационному развитию, необходимостью преодоления отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Эффективное государство невозможно без перспективного эффективного образования, без признания приоритета образования как самой интеллектуально емкой «отрасли» российской экономики. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Проводимая в настоящее время в стране образовательная политика говорит о восстановлении ответственности и активной роли государства в этой сфере. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования стала принятая от 29 декабря 2014 г. № 2765-р Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Она определила стратегию по приоритетному развитию системы образования. Вместе с тем, развитие системы образования на современном этапе нельзя рассматривать изолированно от других социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Вопросы финансового обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений тесно связаны с реформированием бюджетно-налоговой системы. В настоящее время государственные учебные заведения уже перестали рассматриваться как учреждения, финансируемые только за счет бюджетных средств. Наблюдаются тенденции рассмотрения образовательного учреждения в качестве хозяйствующего субъекта, создающего и продающего на рынке продукт интеллектуального труда его сотрудников - образовательные услуги. Наметившиеся тенденции имеют объективные предпосылки развития. Прежде всего, это связано с тем, что государственные образовательные учреждения наделены определенной самостоятельностью в области привлечения и расходования внебюджетных средств, проведения финансовой политики, определения основных направлений развития. Несмотря на ежегодное значительное увеличение бюджетного финансирования образования, через федеральный бюджет невозможно в полном объеме удовлетворить потребность образовательных учреждений в финансовых средствах для полномасштабного развития. В результате государственные образовательные учреждения активно занимаются предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью. Это восполняет дефицит финансовых средств, но одновременно обостряет проблему налогообложения этих доходов. Чем больше привлекается внебюджетных средств, тем чаще руководители образовательных учреждений сталкиваются с необходимостью поиска мер защиты их финансовых интересов. Изложенная выше информация и определяет актуальность темы исследования.
Целью исследования является финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений (на примере МАОУ Гимназия № 177 г. Екатеринбург).
Для реализации указанной цели потребуется решение следующих задач:
1) Ознакомиться с источниками финансирования образовательных учреждений;
2) Изучить структура механизма финансирования системы образования в РФ;
3) Выявить современные проблемы финансирования образовательных услуг;
4) Дать общую характеристику МАОУ Гимназия №177;
5) Определить эффективность финансирования общего образования на примере МАОУ Гимназия №177;
6) Разработать мероприятия по совершенствованию финансирования МАОУ Гимназия № 177.
Объектом исследования является МАОУ Гимназия № 177 г. Екатеринбург.
Предметом исследования является финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений.
Методологический инструментарий исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам финансирования образования, налогообложения и межбюджетных отношений. В работе применялись различные методы и приемы статистического, сравнительного и экономического анализа.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты, другие регламентирующие акты и материалы в рассматриваемой области; статистические данные; материалы, опубликованные в периодической печати и размещенные в Интернете.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в ней программы по совершенствованию системы финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений имеют широкую практическую направленность, позволяющую использовать их федеральными, региональными и муниципальными органами власти при разработке мероприятий по совершенствованию финансовой политики в области образования, налоговых и межбюджетных отношений.
Структура бакалаврской работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.