ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Аннотация
Необходимость соответствия личности педагога-психолога современным условиям образования и качественного выполнения широкого спектра профессиональных задач актуализирует проблему самореализации педагога-психолога, необходимым условием которой является сопряжение профессионального становления и личностного роста специалиста. В целях исследования проблемного поля возможности реализации личностных ресурсов педагога-психолога в профессиональной деятельности нами было введено понятие личностно- профессиональная самореализация.
Целью работы явилось теоретическое обоснование и эмпирическое исследование психологических предикторов личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов.
В эмпирическом исследовании приняли участие 164 педагога-психолога, работающих в образовательных учреждениях и центрах психологической помощи города Екатеринбург и Свердловской области.
В результате проведенного исследования выделены характерные типы личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов, различающиеся особенностями выраженности ее структурных компонентов: «позитивный», «негативный», «мнимый» и «перспективный», составлены личностные профили педагогов-психологов по данным типам.
Факторный анализ позволил составить эмпирически подтверждённые модели взаимосвязи психологических характеристик и типов личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов по трем общим факторам: фактор «осознанность жизни», фактор «активная жизненная позиция» и фактор «кризис профессионального развития».
По результатам регрессионного анализа выявлены предикторы личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов.
Обобщение результатов проведенного исследования позволяет заключить о важной роли личностных характеристик (мотивационно-смысловых, инструментально-стилевых, эмоциональных, ресурсных) в достижении личностно-профессиональной самореализации, обеспечивающей ощущение субъективного благополучия (счастья) и удовлетворенности жизнью педагогов-психологов.
Целью работы явилось теоретическое обоснование и эмпирическое исследование психологических предикторов личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов.
В эмпирическом исследовании приняли участие 164 педагога-психолога, работающих в образовательных учреждениях и центрах психологической помощи города Екатеринбург и Свердловской области.
В результате проведенного исследования выделены характерные типы личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов, различающиеся особенностями выраженности ее структурных компонентов: «позитивный», «негативный», «мнимый» и «перспективный», составлены личностные профили педагогов-психологов по данным типам.
Факторный анализ позволил составить эмпирически подтверждённые модели взаимосвязи психологических характеристик и типов личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов по трем общим факторам: фактор «осознанность жизни», фактор «активная жизненная позиция» и фактор «кризис профессионального развития».
По результатам регрессионного анализа выявлены предикторы личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов.
Обобщение результатов проведенного исследования позволяет заключить о важной роли личностных характеристик (мотивационно-смысловых, инструментально-стилевых, эмоциональных, ресурсных) в достижении личностно-профессиональной самореализации, обеспечивающей ощущение субъективного благополучия (счастья) и удовлетворенности жизнью педагогов-психологов.