Исследование свойств понимания текстов в студенческом возрасте
Аннотация
Аннотация
Работа посвящена исследованию динамики психологических свойств понимания текстов в процессе освоения субъектами программы высшего образования. В настоящее время активно развиваются концепции точечных когнитивных функций и техническое оснащение для их моделирования и произведения сложных расчётов, в связи с чем появляется возможность исследования специфики когнитивной обработки текстов субъектами с помощью моделирования семантических структур и их сравнения в векторном пространстве, благодаря чему возможно получение объективных данных метрик понимания текстов. В настоящей работе было проведено исследование связей когнитивной функции понимания текстов и свойств памяти, внимания, мышления испытуемых, а также интегральной характеристики интеллекта, с использованием модели латентного размещения Дирихле для оценки степени понимания предъявляемых текстов испытуемыми. Проявленные в трёх параллельных стадиальных срезах взаимосвязи показывают нелинейную структуру относительно измеряемых временных промежутков и активное развитие функции понимания текста в период получения высшего образования, что даёт возможность расширения имеющихся представлений о становлении и развитии когнитивной функции понимания текста, а также роли высшего образования в данном процессе. Динамическое изменение картины взаимосвязей свойств понимания текстов со свойствами мышления, внимания, памяти и интеллекта испытуемых было доказано путём применения статистических методов верификации связей и различий на полученных эмпирических данных, а также обосновано с позиции современных теоретических представлений общей психологии. Делается вывод о нелинейности связей свойств понимания текстов и свойств мышления, внимания, памяти и интеллекта испытуемых в процессе получения высшего образования и раскрывается специфика данных связей.
Работа посвящена исследованию динамики психологических свойств понимания текстов в процессе освоения субъектами программы высшего образования. В настоящее время активно развиваются концепции точечных когнитивных функций и техническое оснащение для их моделирования и произведения сложных расчётов, в связи с чем появляется возможность исследования специфики когнитивной обработки текстов субъектами с помощью моделирования семантических структур и их сравнения в векторном пространстве, благодаря чему возможно получение объективных данных метрик понимания текстов. В настоящей работе было проведено исследование связей когнитивной функции понимания текстов и свойств памяти, внимания, мышления испытуемых, а также интегральной характеристики интеллекта, с использованием модели латентного размещения Дирихле для оценки степени понимания предъявляемых текстов испытуемыми. Проявленные в трёх параллельных стадиальных срезах взаимосвязи показывают нелинейную структуру относительно измеряемых временных промежутков и активное развитие функции понимания текста в период получения высшего образования, что даёт возможность расширения имеющихся представлений о становлении и развитии когнитивной функции понимания текста, а также роли высшего образования в данном процессе. Динамическое изменение картины взаимосвязей свойств понимания текстов со свойствами мышления, внимания, памяти и интеллекта испытуемых было доказано путём применения статистических методов верификации связей и различий на полученных эмпирических данных, а также обосновано с позиции современных теоретических представлений общей психологии. Делается вывод о нелинейности связей свойств понимания текстов и свойств мышления, внимания, памяти и интеллекта испытуемых в процессе получения высшего образования и раскрывается специфика данных связей.