ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИХ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Кунникова Ксения Игоревна

Аннотация


Целью данного исследования является анализ особенностей развития зрительного внимания и формирования когнитивных, коммуникативных и психомоторных навыков у недоношенных и нормативных детей при сопровождении в системе дошкольного образования. Экспериментальную группу составили 42 недоношенных младенца (срок гестации 32,4 ± 2,1 недели), в контрольную группу вошли 60 детей, родившихся в срок, с типичным развитием и отсутствием заболеваний ЦНС в анамнезе. Проводилось лонгитюдное исследование в следующих возрастах: 5, 10, 14 и 24 месяца. Для оценки навыков зрительного поиска и совместного внимания был использован айтрекер модели SMI RED500. Для оценки когнитивного развития, рецептивной и экспрессивной коммуникации, крупной и мелкой моторики применялись «Шкалы развития Н. Бейли, 3-е издание».
Недоношенные испытуемые показали достоверно более низкие результаты по всем субшкалам Бейли в разных точках лонгитюда, а также снижение устойчивости и скорости переключения зрительного внимания и более низкий результат по зрительному поиску простого несоциального стимула в возрасте 14-и месяцев. Не было выявлено значимых межгрупповых различий по восприятию социальных стимулов и развитию совместного внимания.
Результаты, полученные в ходе проведенного лонгитюдного исследования, можно применять в качестве теоретической базы для разработки методов и программ психолого-педагогического сопровождения в системе дошкольного образования, учитывающих избирательное влияние недоношенности на разных стадиях онтогенеза.